Как проводится оценка стоимости ремонта автомобиля, поврежденного при ДТП?
Оценка стоимости ремонта автомобиля после ДТП в рамках системы ОСАГО с 2014 года проводится по новой единой методике утвержденной Банком России.
На сегодняшний день, не все автолюбители знают, как проводится оценивание полного восстановления машины, попавшей в автомобильную аварию. Мы постараемся всесторонне рассмотреть этот вопрос.
Содержание статьи
Короткая предыстория
До 2014 года существовало пять разных методик, позволяющих оценить стоимость ремонта автомобиля после дорожно-транспортного происшествия. Этим пользовались страховые компании, работающие по системе ОСАГО, и выбирали методики, позволяющие занижать размеры компенсационных выплат.
Автомобилистам, полученных страховых выплат, не хватало для восстановительного ремонта машины, попавших в автомобильную аварию. Им приходилось в массовом порядке заказывать независимую экспертизу для того, чтобы рассчитать стоимость ремонта, который полностью восстановит автомобиль для дальнейшей безопасной его эксплуатации.
Оценивание восстановительного ремонта, проводилось экспертными компаниями или экспертами-техниками, по методикам, которые не использовались страховщиками. Рассчитанная сумма компенсации позволяла полностью восстановить поврежденный при дорожно-транспортном происшествии автомобиль.
Результаты независимой экспертизы и расчет компенсации ремонта машины, выполненный оценщиком при страховой компании, могли существенно отличаться друг от друга. Желая получить страховые выплаты, позволяющие полностью отремонтировать машину, поврежденную при ДТП, а не заниженные страховщиками компенсации автолюбители вынуждены были обращаться с иском в суды.
Судебные инстанции в большинстве случаев принимали положительные для автовладельцев решения. Страховые компании по решению суда производили выплаты, позволяющие восстановить автомобиль, а также полностью покрывали расходы потерпевших водителей на организацию и проведение независимой экспертизы.
Тем самым, страховщики несли дополнительные расходы, оплачивая независимую экспертизу. Российский Союз Автостраховщиков (РСА) выступил инициатором разработки единой методики расчета объективной суммы денег, позволяющей провести восстановительный ремонт машины после автомобильной аварии по страховке ОСАГО.
Законные новшества
21.07.2014 года в Федеральный закон «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ была введена статья 12.1 «Независимая техническая экспертиза транспортного средства». Частью 3 этой статьи предусмотрено, что оценивание стоимости ремонта автомобилей, поврежденных при ДТП, должно проводиться по единой методике, которую утверждает Банк России.
После внесения изменений в закон об ОСАГО Банк России принял Положение «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» от 19.09.2014 г. № 432-П. Принятое Положение состоит из 7 глав и 10 приложений, которые рассматривают все аспекты проведения оценки стоимости восстановительного ремонта.
РСА разработала единые справочники для расчёта средней стоимости: запасных частей, материалов и нормо-часов ремонтных работ. Расчет стоимости полного восстановления машины, поврежденной при автомобильной аварии, по полису автогражданки проводят только по этим единым справочникам.
Законом об ОСАГО предусмотрено, что сумма денег на проведение восстановительного ремонта должна рассчитываться по единой методике не только оценщиками, работающими при страховых компаниях, а также экспертами-техниками, проводящими независимую экспертизу и судебными экспертами.
Таким образом, удалось сформировать единый оценочный подход к расчету стоимости восстановления автомобильного транспорта, пострадавшего при дорожном происшествии. Страховщики и независимые эксперты пользуются единой методикой расчета, и поэтому, предоставленные ими результаты не должны сильно отличаться между собой.
Следует знать, что после введения Банком России единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт произошли изменения в судебной практике.
Если разница между страховыми выплатами и требованиями пострадавшего водителя не превышает 10%, то иск не примут к рассмотрению. Эти 10% относят к статистической погрешности.
Нюансы методики
В единой методике определения размера расходов, на восстановительный ремонт, поврежденного при ДТП транспорта, учитывается коэффициент износа транспортного средства, в зависимости от величины пробега и возраста. В методике возраст автомобиля считается по количеству полных лет от даты эксплуатации машины, а не ее выпуска.
Если автомобиль сошел с конвейера в 2013 году, а был продан только в 2016 году, то именно с последней даты считается его возраст. Методикой предусмотрено, что возможно, машина уже ремонтировалась, и некоторые детали были заменены. В таком случае, к ним применяется индивидуальный коэффициент износа.
Следует знать, что коэффициент износа не применяется, когда рассчитывается восстановление всех элементов безопасности машины.
К ним относятся:
- система рулевого управления;
- тормозная система;
- оптика;
- ремни и подушки безопасности.
По закону, при неисправности какого-то элемента безопасности транспортного средства водителю запрещается его эксплуатировать. Поэтому, он обязан регулярно проверять работу всех элементов безопасности, и в случае необходимости, проводить ремонт или замену.
Когда какой-то детали автомобиля или материала, используемого при ремонте, а также нормо-часов определенных работ нет в единых ценовых справочниках, то эксперт должен рассчитать на них среднюю цену. При этом он будет ориентироваться на цены дилеров конкретной марки автомобиля. Общая стоимость восстановительного ремонта будет рассчитана специалистом не по формуле, а вручную.
Процедура оценивания стоимости ремонта машины
Эксперт проводит расчет цены восстановительного ремонта на основании подписанного акта осмотра транспортного средства. Он должен строго придерживаться единой методики. Для того чтобы правильно оценить стоимость восстановления машины, поврежденной в результате автомобильной аварии, эксперт-техник предварительно выполняет предусмотренные действия.
Подготовительные работы
Во-первых, идентифицировать все повреждения автомобиля, полученные при столкновении и зафиксированные в акте осмотра. В Приложении 2 Положения Банка России от 19.09.2014 г. № 432-П. размещена таблица, в которой даны типовые определения повреждений (вмятина, изгиб, перекос и т.д.), а также их подробные характеристики.
Во-вторых, определить, какое количество времени (нормо-часов) понадобится для ремонта, выявленных поломок автомобиля. Для этого эксперт использует таблицу укрупненных показателей трудозатрат на выполнение ремонтных работ, размещенную в Приложении 3 этого же Положения Центрального Банка.
В-третьих, эксперт должен выяснить, в какой экономической зоне произошло ДТП. Не секрет, что в разных регионах цена одной детали будет иметь разные значения. Разработчики методики оценивания разделили всю территорию Российской Федерации на 13 экономических зон, в пределах которых примерно одинаковые цены. Эксперт для определения конкретной экономической зоны пользуется Приложением 4 того же документа.
В-четвертых, рассчитывается величина износа машины до того, как случилось автоавария. Если эксперт признал, что автомобиль после ДТП не подлежит восстановлению, то он рассчитывает цену годных остатков. Формулы, по которых проводятся расчеты, изложены в методике. Необходимые для расчетов коэффициенты можно найти в приложениях все того же документа.
Как рассчитывается?
После этого эксперт переходит к оценке стоимости восстановительного ремонта транспортного средства, получившего повреждения при ДТП, по системе ОСАГО. Для выполнения этого этапа работы используются специальные программы: SilverDAT, EUROTAX, Audatex, ПС-Комплекс, АВТОБАЗА с всторенными едиными справочниками средней стоимости, разработанными РСА.
В частности, единые ценовые справочники: запасных частей, которые подлежат замене; материалов, необходимых для выполнения ремонта; нормо-часов ремонтных работ. Для запуска программы эксперт должен ввести VIN-код автомобиля. Если конкретное авто имеет дополнительные опции, то информацию о них обязательно вводят до начала проведения оценки.
После запуска программы в ней отображаются все детали машины, их номера, а также цены для конкретной экономической зоны. Эксперт выбирает детали, которые согласно, акта осмотра авто, подлежат замене. Далее он назначает ремонтные работы, а также указывает наименование и производителя материалов, необходимых для проведения ремонта.
После внесения всей информации производится расчет цены восстановления автомобиля, попавшего в дорожно-транспортное происшествие. В конечную сумму компенсации ремонта транспортного средства входят: цена всех деталей, которые подлежат замене; цена всех используемых для ремонта материалов; стоимость всех видов необходимых ремонтных работ.
Итог
Подводя короткий итог, хочется сказать, что с декабря 2014 года оценка стоимости восстановления машины, пострадавшей при ДТП по системе ОСАГО проводится только по единой методике утвержденной Положением Банка России.
Автолюбителю следует знать о единой методике:
- ею пользуются страховщики, а также независимые и судебные эксперты;
- при расчете используются единые справочники средней стоимости: запасных частей, материалов и нормо-часов ремонтных работ;
- учитывается коэффициент износа автомобиля, в зависимости от возраста и величины пробега;
- цены зависят от экономической зоны.
Автомобильная авария приводит к тем или иным повреждениям машины и для того чтобы ее восстановить необходимо сначала провести оценку стоимости ремонта.
Удачи вам на дороге!