Стоимость ремонта автомобиля по ОСАГО – как рассчитать?
Изменения в расчете стоимости ремонта по ОСАГО, относятся к очень актуальной теме среди автолюбителей. Ведь, каждое дорожно-транспортное происшествие – это, несомненно, огромный стресс, но и еще убытки.
Для того чтобы материальный ущерб, причиненный автомобилю, был возмещен страховой компанией в полном объёме его необходимо сначала посчитать. В этой публикации мы подробно рассмотрим этот вопрос.
Содержание статьи
Новый стандарт
С 01.12.2014 года все независимые и судебные эксперты, а также представители страховых компаний перешли на единый стандарт расчета цены восстановительного ремонта автотранспорта, застрахованного по ОСАГО. До этого применялось пять разных методик. Поэтому, не редкостью были случаи, когда расчеты двух экспертов существенно отличались между собой.
Страховщики старались выплачивать минимальные суммы страховых выплат. Особенно это было заметно при выполнении независимой экспертизы поврежденной машины.
Потерпевшим автолюбителям приходилось массово обращаться в суды для того, чтобы получить объективную компенсацию, причиненного ущерба при ДТП, в размере, позволяющим восстановить автомобиль. В большинстве случаев, суды принимали положительные для водителей решения.
Банк России, как регулятор по системе ОСАГО, принял Положение «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» от 19.09.2014 г. № 432-П. Принятый документ позволил сформировать единый подход к расчету суммы восстановительного ремонта машин после аварии.
Российским союзом автостраховщиков (РСА) были созданы единые справочники для расчета стоимости ремонта по страховке ОСАГО.
В частности, эксперты должны пользоваться следующими справочниками средней стоимости:
- запасных частей;
- материалов;
- нормо-часа работ.
Единые ценовые справочники были разработаны для расчета полного восстановительного ремонта пятидесяти марок легковых машин. Была проделана большая работа. В справочнике запасных частей указана цена более 40 миллионов наименований запчастей. На данный момент времени не разработаны справочники для грузовых машин, автобусов и мотоциклов.
Как проводится расчет стоимости ремонта машины?
Расчет стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО, проводимый по новой единой методике, начинается с определения экономической зоны. Разработчиками ценовых справочников было учтено, что стоимость одной детали в разных регионах имеет неодинаковое значение. Поэтому всю территорию Российской Федерации было разделено на 13 экономических зон.
Экономические зоны были выделены разработчикам так, чтобы в пределах одного образования были примерно одинаковые цены на запчасти, материалы и ремонтные работы. Для того чтобы проверить к какой экономической зоне относится конкретный населенный пункт нужно зайти на официальный сайт РСА (https://www.autoins.ru/) в раздел «ОСАГО».
Далее необходимо пользоваться всеми справочниками, с учетом установленной экономической зоны. Для всех деталей, которые будут устанавливаться при ремонте поврежденной машины необходимо определить цену из справочника средней стоимости запасных частей. Стоимость применяемых при ремонте материалов берут из соответствующего справочника.
Соответственно, для подсчета всех нормо-часов ремонтных работ, требуемых для проведения полного восстановления поврежденного при столкновении автомобиля, нужно воспользоваться справочником средней стоимости нормо-часа работ.
Для того чтобы рассчитать сколько понадобиться денег для ремонта машины по ОСАГО необходимо сложить цену всех деталей и материалов, а также нормо-часов необходимых работ.
Очевидные недостатки
Основной недостаток ценовых справочников – не учтен уровень инфляции и курса валют. Эксперты утверждают, что нестыковка среднерыночных цен с ценами, указанными в справочнике РСА, в каждом конкретном регионе или населенном пункте связана именно с изменением курса валют. Ведь, запасные части и материалы к иномаркам покупают за доллары или евро.
Ценовые справочники разрабатывались в 2014 году и, соответственно, в них указана цена деталей с учетом, установленного на то время валютного курса.
На сегодняшний день, курс валют поднялся в несколько раз, а вместе с ним среднерыночные цены деталей и материалов. Изменение валютного курса, а также инфляция влияют на стоимость нормо-часа ремонтных работ.
В результате, проведенные ремонтные работы на СТО обойдутся дороже, чем указано в справочнике. Разработчики планируют обновлять единые ценовые справочники через каждые полгода. Только, для полного устранения этой проблемы – нужно вносить коррективы в документы при всех резких «скачках» курса валют.
Еще одной серьёзной проблемой новой методики является, невозможность реально оценить ремонт, сильно повреждённой машины при ДТП. Для выявления сложного повреждения авто, необходимо применение дорогостоящего оборудования, которое есть не во всех автосервисах. В справочнике такие виды работ не указаны.
При подсчете, во сколько обойдется ремонт «сильно пострадавшего» при столкновении автомобиля, невозможно учесть работы, которых нет в справочнике, и поэтому рассчитанных денег не хватит на проведение полного восстановительного ремонта. Такие вопросы оставлены разработчиками на усмотрение экспертов, проводящих оценку.
Подводные камни новой методики
Остались «за бортом» новой методики определения размера компенсации на восстановление после автомобильной аварии собственники старых машин и «раритетов». Ведь, справочниками предусмотрен расчет цены запасных частей и ремонтных работ для транспортных средств возраст, которых не превышает 12 лет.
Для авто имеющих больший возраст применяется расчет по средней стоимости. Разработчики не указали по средней стоимости чего. Ведь, для некоторых «раритетных» машин запасные детали стоят дороже, чем для дорогих иномарок. Не говоря о стоимости работы мастера автосервиса. Ремонтом «раритетов», занимаются, только, некоторые мастера, имеющие самую высокую квалификацию.
Как проверить самостоятельно?
В феврале 2015 года на официальном сайте РСА был запущен новый онлайн-сервис определения средней стоимости запасных частей и нормо-часов при выполнении ремонтных работ.
По сути это специальный калькулятор, который предоставляет возможность всем желающим проверить правильность расчетов, выполненных экспертами, работающими при страховых компаниях или специалистами независимых экспертных компаний.
Пользоваться сервисом очень просто. Сначала автовладельцу необходимо узнать в какой экономической зоне он находится (мы писали выше). Далее нужно зайти на онлайн-сервис (http: //prices.autoins.ru/priceAutoParts/) «Справочник средней стоимости запасных частей и нормо-часа работ». На главной странице размещены все справочники для расчета цены ремонта.
Для того чтобы воспользоваться любым из справочников автолюбителю нужно знать экономическую зону и марку транспортного средства. Когда водитель нажмет кнопку «Средняя стоимость запасных частей», то ему необходимо будет знать номера запасных частей, цена которых его интересует.
Если автолюбитель проверяет расчет размера страховых выплат, выполненный экспертом страховой компании после проведенного осмотра автомобиля, то номера запчастей можно посмотреть в акте осмотра. Для того чтобы получить у страховщика акт осмотра машины и калькуляцию водителю согласно, Правил ОСАГО, необходимо написать письменное заявление.
Независимый эксперт, указывает номер детали при расчете ремонта. Все проведенные экспертом расчеты подшиты в отчет, который предаются заказчику. При использовании справочника «Средняя стоимость нормо-часа работ» автолюбителю нужно будет нажать соответствующую кнопку. В обязательную для заполнения строку вписывается тип транспортного средства.
При нажатии на кнопку «Средняя стоимость материалов» автовладелец должен будет знать наименование материалов, используемых при ремонте, а также их производителя.
Онлайн-калькулятор поможет водителю самостоятельно проверить правильность, проведенного расчета цены восстановления автомобиля после дорожно-транспортного происшествия, выполненного как страховщиком, так и независимым экспертом.
Итог
В заключение хочется сказать, что с 1 декабря 2014 года для проведения расчета стоимости восстановительного ремонта автомобиля, поврежденного при ДТП, по страховому полису автогражданки обязательно применяется единая методика определения размера расходов на восстановление транспортного средства и единые ценовые справочники.
Эта методика применяется не только страховщиками, проводящими осмотр авто, а также независимыми и судебными экспертами, которые определяют цену восстановительного ремонта машины в рамках договора ОСАГО. Автолюбитель имеет возможность самостоятельно проверить проведенный расчет на официальном сайте РСА.
Удачи вам на дороге!