Сколько водитель будет платить за ДТП своим коэффициентом КБМ?
Полис ОСАГО – это одно из условий, без которого водитель не может управлять своим транспортным средством. Стоимость этого полиса определяется базовым тарифом, который устанавливается Центральным Банком России, а также целым рядом коэффициентов.
Страховые компании не в праве делать дополнительные наценки на стоимость полисов, однако, в зависимости от коэффициентов, его цена для автовладельца может быть разной от года к году.
Какие коэффициенты смогут сделать цену страховки дороже или дешевле, и сколько по времени будут действовать эти наценки или скидки?
Содержание статьи
Из чего складывается цена ОСАГО?
Узнать сколько будет стоить ОСАГО можно, зная формулу, по которой она рассчитывается. Страховщики имеют соответствующее программное обеспечения для автоматического просчета.
Но, зная формулу и коэффициент, можно проверить правильность расчетов агентов.
Стоимость страховки состоит из базового тарифа (БТ). Этот тариф действует с 2004 года и ни разу не изменялся.
К базовому тарифу применяются различные показатели, которые в итоге определят сумму, которую необходимо заплатить владельцу автомобиля, один раз в год.
Показатели, которые меняют стоимость страховки:
- коэффициент территориальный;
- бонус-малус;
- возраст и стаж водителя;
- ограничивающий коэффициент;
- коэффициент силы двигателя;
- сезонный коэффициент;
- нарушения;
- срок.
Как показывает практика, наиболее дорогие страховки ОСАГО у молодых водителей, владельцев дорогих и мощных автомобилей, которые живут в мегаполисах.
Однако, для опытных автомобилистов, с безаварийным стажем вождения от 10 и более лет, проживающих в отдаленных районах страны полис обойдется дешевле.
Базовый тариф – стандартный для каждой категории авто-мото транспорта. Легковые машины категории В для физических лиц имеют БТ равный 1980 рублей, а для юридических 2375 рублей.
Что такое КБМ?
Рассчитывая стоимость страховки ОСАГО, вы наверняка столкнетесь с таким понятием как кбм. О том, что это такое часто хотят узнать владельцы авто, заключающие договор в страховой компании впервые. Давайте разбираться.
Коэффициент бонус-малус представляет собой определенный показатель на стоимость полиса автогражданской ответственности водителя.
При безаварийной езде, водителю (именно водителю, а не автомобилю) предоставляется скидка при продлении договора. Также, она сохранятся, если ДТП было совершено, но автовладелец был признан пострадавшей стороной.
Коэффициент может не только уменьшаться. После дорожно-транспортных происшествий, кбм повышается и соответственно при покупке ОСАГО на следующий год вам придется выложить на порядок больше.
Бонус-малус – это единственный коэффициент, который зависит от поведения водителя на дороге и его соблюдения правил дорожного движения.
Как рассчитывается КБМ?
Раньше на расчет при оформлении страхового полиса ОСАГО, можно было повлиять. Дело в том, что до 2013 года, страховые компании не вносили данные о водителях в базу РСА (Российский Союз Автостраховщиков).
Поэтому, некоторые не особо честные водители хитрили: став виновником, после ДТП они получали выплату, а на следующий год меняли компанию, где коэффициент бонус-малус вновь был 1.
Сейчас повышающий коэффициент при дорожном происшествии будет «преследовать» водителя, поскольку данные о выплатах содержатся в единой базе союза страховщиков, и каждый агент имеет к ней доступ.
Для того, чтобы понимать, как повышается бонус-малус после ДТП, предлагаем воспользоваться следующей таблицей.
Класс/кбм | Надбавка/Скидка | Количество страховых выплат | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
М | 145 | 0 | М | М | М | М |
0 | 130 | 1 | М | М | М | М |
1 | 55 | 2 | М | М | М | М |
2 | 40 | 3 | 1 | М | М | М |
3 | 0 | 4 | 1 | М | М | М |
4 | — 5 | 5 | 2 | 1 | М | М |
5 | — 10 | 6 | 3 | 1 | М | М |
6 | — 15 | 7 | 4 | 2 | М | М |
7 | — 20 | 8 | 4 | 2 | М | М |
8 | — 25 | 9 | 5 | 2 | М | М |
9 | — 30 | 10 | 5 | 2 | 1 | М |
10 | — 35 | 11 | 6 | 3 | 1 | М |
11 | — 40 | 12 | 6 | 3 | 1 | М |
12 | — 45 | 13 | 6 | 3 | 1 | М |
13 | — 50 | 13 | 7 | 3 | 1 | М |
Как видно из данной таблички, значения делятся на 14 классов и имеют определенные значения. Покупая впервые страховой полис ОСАГО, клиенту присваивается 3 класс, со значением 1.
Чем дольше водитель не обращается в страховую компанию за выплатами, тем коэффициент уменьшается. Во второй год, при условии отсутствия ДТП, значение будет меняться на 0,95, скидка будет составлять 5%.
Если водитель неукоснительно соблюдает правила дорожного движения и по его вине не происходит аварий в течение 10 лет, то скидка составит 50% на стоимость полиса, и это существенно сэкономит семейный бюджет.
Сколько будет действовать надбавка за аварию?
Если водитель в течение нескольких лет ездил без аварий, а в определенный момент по какой-либо причине стал виновником ДТП, то ему могут отменить скидку или даже применить повышающий коэффициент.
Считается это увеличение исходя из общего количества дорожных инцидентов, произошедший за весь период, а не именно за год, в который это ДТП произошло.
Стоит отметить, что КБМ не учитывается при определенных случаях:
- если страховка оформляется на прицепы;
- если ОСАГО оформляют на транзитный транспорт;
- если полис имеет срок менее 1 года.
Поскольку, стандартная автогражданская ответственность лица, управляющего автомобилем оформляется на 1 год, то, следовательно, повышающий коэффициент, равно как и понижающий, будет действовать, также, в течение года.
Чтобы узнать, какой будет стоимость страховки на следующий год после ДТП, можно вновь обратиться к таблице КБМ.
Если авария произошла в первый год вождения, то при 1 выплате по вине автолюбителя стоимость его страховки повысится на 40%. А если ДТП случилось на четвертом году, когда водитель будет иметь 6 класс КБМ, то на следующий год его размер скидки уменьшится с 15 до 5%.
Почему страховка стоит больше?
На сегодняшний день, страховые компании не имеют право делать собственные наценки на полисы ОСАГО, однако не редко пользуются методами «развода» новичков, которые никогда не слышали о КБМ.
Оформляя первичную страховку, они не сообщают клиенту эту информацию, и в дальнейшем при безаварийной езде, клиент остается в неведении.
Также, частенько клиенты, которые меняют страховую компания, вновь попадают в 3 класс ОСАГО, при этом страховая утверждает, что его данные отсутствуют в базе РСА.
Для того, чтобы ваша скидка была действительной, необходимо предоставить справку с предыдущей страховой или из Союза Автостраховщиков.
Можно ли избежать повышения цены на ОСАГО после ДТП?
Как уже было сказано, до того, как внесли поправки в закон «Об ОСАГО», водителям можно было избежать повышающего коэффициента после дорожного инцидента.
При этом было несколько законных способов.
В список допущенных к управлению лиц не был включен тот или иной водитель
Пример: в полис были вписаны оба супруга. ДТП произошло по вине мужа. Если в следующий период мужа не вписывать в полис, то КБМ будет считаться на основании данных о водительском поведении жены.
При этом, супруг не будет иметь права управлять машиной в течение целого года, а в следующем году ему присвоят снова 3 класс, и КБМ будет равен 1.
На сегодняшний день, такая ситуация недопустима, при заключении договора автогражданки, учитываются данные обо всех лицах, которые имеют право управлять автомобилем.
Смена страховой компании
Пользуясь таким способом, водители часто избегали ответственности и наценки на полис после аварии. Однако, с внесением данных о водителях в единую базу автостраховщиков, эта проблема решилась сама собой.
На сегодняшний день, предоставление ложной информации или отсутствие тех или иных документов могут стать причиной отказа в оформлении страховки, либо сделать полис недействительным.
По состоянию на 2024 год, не допустить увеличения стоимости полиса можно единственным законным способом – ездить согласно установленного порядка и не нарушать ПДД.
Такой серьезный и ответственный подход не только поможет сохранить семейный бюджет, но и существенно снизит расходы, сопутствующие обслуживанию вашего автомобиля. Ведь попадая в аварию по своей вине, страховая компания оплачивает ремонт машины пострадавшего, а повреждения на вашем авто придется делать за свой счет.
Повышающий коэффициент на ОСАГО – это вполне адекватный способ уменьшить количество аварий, повысить ответственность водителей и их необходимость совершенствовать свои навыки управлением автомобиля.
Обсуждения: 1
Мой водительский стаж с 1973 года. В прошлом году произошло ДТП, в котором на
правом заднем бампере моего автомобиля остались следы краски от встречного автомобиля, а у него помялось крыло, т.к. было трухлявое и
держалось только на краске. Первое ДТП за весь стаж! И притом всё было
подстроено: в течении минуты на месте уже был и инспектор и оценщик и хозяин (за рулём сидел наёмный человек). Я был так поражён случившимся,
что защитить себя не смог, растерялся. И оказался виновным. Плачу повы-
шенную плату за ОСАГО. И что? Мне 13 лет надо будет платить эту плату?
Если даже по уголовному праву существует амнистия, то здесь её нет и ты
за помятое крыло, за царапину обречён на 13 лет? Чудеса в нашем государстве!
И если от машины в результате ДТП остался только металлолом, то за ОСАГО
в следующий раз ты будешь платить по той же таблице?