Способы определения ЭКО-класса автомобиля
Двигатели внутреннего сгорания, работающие за счет преобразования тепловой энергии в механическую, негативно влияют на экологию, выбрасывая в атмосферу продукты горения и неразрушимые составляющие топлива. Уже в 1980 годах европейское сообщество озаботилось вопросом резкого увеличения вредных выбросов, что привело к появлению экологического стандарта топлива и автомобилей с ДВС.
Россия, как одна из участниц Женевского соглашения, тоже ввела и регулярно обновляет эконормы относительно транспортных средств. Но, несмотря на то, что практика их применения существует уже более 30 лет, многие до сих пор не знают, что такое экологический класс автомобиля, какими параметрами он определяется, чем регулируется, как узнать экокласс авто, а также о существующих ограничениях и возможных санкциях за их нарушение. Попробуем рассказать обо всем подробно и по порядку…
Содержание статьи
- Что такое экологический класс автомобиля и сколько их есть
- Необходимость существования экоклассов автотехники
- Действующие стандарты и их характеристики
- Экологические стандарты автомобилей, выпущенных в разных странах
- Где можно узнать экологический класс автомобиля?
- Можно ли поменять экологический класс авто?
- Ситуация с экостандартами на дорогах России
- Транспортный налог или экологический сбор
- В заключение
- Видео-совет, как внести в документы на транспортное средство сведения об экологическом классе
Что такое экологический класс автомобиля и сколько их есть
Европейский экологический класс (ЭК) или стандарт «Евро», это градация автотранспортных средств, отражающая количество ряда веществ, а именно – оксида углерода, углеводородов и оксида азота (СО, СН и NOx), выбрасываемых в атмосферу бензиновыми и дизельными двигателями.
Первым экологическим стандартом, введенным на территории Европы (1988 год), стал Евро-0, причем распространялся он только на бензиновые моторы и, по сути был определяющей лучших на этот момент показателей, не регламентируя и не ограничивая производителей.
Если выразить его в цифрах, то это означает, что за 3 месяца эксплуатации в стандартном режиме автомобиль потребляет около тонны кислорода, и при этом выхлоп даст порядка:
- 200 килограмм угарного газа;
- 50 кг углеродов;
- около 10 кг оксидов азота.
Уже через 4 года появился новый стандарт – Евро-1, который предполагал, что производство и ввоз автомобилей на территории стран, где он получает законную силу, будут проводиться с соблюдением несколько ужесточенных критериев.
Плюс, к перечисленным веществам добавился показатель на содержание в выхлопных газах твердых частиц – сажи, а его действие распространялось, как на бензиновые, так и дизельные ДВС. Начиная со стандарта Евро-5, к обязательным критериям определения экологического класса авто добавилась массовая доля органических летучих веществ.
Максимально возможный экостандарт
В дальнейшем стандарт регулярно обновлялся – допустимое для него значение по каждому показателю или отдельным типам выброса снижалось.
На сегодня самые жесткие требования предъявляются по нормам Евро-6, принятом в 2015 году. Однако действует он пока только в нескольких странах Евросоюза, и имеет скорее рекомендательный характер.
При этом, многие производители (в том числе российские) моторов, выхлопных систем, систем топливоподачи и фильтров, то есть тех продуктов, что в совокупности будут определяющими для конечных характеристик машины, уже производят товары, отвечающие этому стандарту.
Отдельно существует понятие экологический класс топлива – хотя никто не запрещает производить бензин или топливо более низкого качества, нужно понимать, что его использование будет влиять на окончательные характеристики выхлопа!
Его основные критерии — это количество серы в составе, а также летучесть продукта, то есть, данный показатель уже взаимосвязан с последними нормативами евроклассов. Соответственно, заливая бензин или дизель более низкого стандарта, чем у машины, ее владелец влияет на реальные значения выбросов и ускоряет износ самой техники.
Необходимость существования экоклассов автотехники
Страны пытаются снизить вредное влияние автомобилей на окружающую среду, растительный и животный мир, а также самого человека. Ведь все названные вещества вредны, а в больших количествах опасны. Экологическая ситуация страдает и из-за других факторов, то вкупе с постоянным увеличением количества автомобилей на дорогах, экологические стандарты регулярно пересматривались и ужесточались.
На данный момент запрет двигателей внутреннего сгорания невозможен в принципе, в связи с отсутствием полноценной альтернативы.
Ограничения для ТС
Хотя сами евростандарты и являются обязательными для всех стран, подписавших женевскую конвенцию, и используются рядом других государств на добровольных началах, существует некоторая неравномерность сроков введения каждого из стандартов в разных странах.
Об этом уже говорилось на примере Евро-6, а если вспомнить недавно действовавшие стандарты, то Евро-4 на территории большинства стран ЕС действовал с 2005 года, в России был утвержден несколько позже, а в Казахстане и Украине вовсе в 2013 и 2014 годах, соответственно.
Мало того, уже внутри самого государства могут быть дополнительные ограничения для въезда транспортных средств на определенные территории и дороги. Также часто предусматривается возможность игнорирования общих требований спецтехникой, как, например, машинами полиции, пожарной службы, медтранспортом и так далее.
Нужно понимать, что за исключением специальных зон, класс экологической безопасности автомобиля, даже если это Евро-0, -1 или -2, не подразумевает запрета на эксплуатацию такого транспортного средства.
Норма установлена для производителей автотехники внутри страны, где она действует, а также ограничение по ввозу машин из-за рубежа. Точнее, ввезти такой автомобиль можно, но растаможить и получить на него сертификат с техпаспортом нет.
Действующие стандарты и их характеристики
Первым, реально ограничивающим нормы выброса стандартом, был Евро-1. Как и Евро-0, он распространялся только на автотехнику с бензиновыми моторами, но подразумевал не просто констатацию существующего состояния, а требовал более высоких показателей. Затем, каждые несколько лет эти стандарты ужесточались.
Был введен на территории Евросоюза в 1992 году и предписывал следующие максимальные значения по выбросу вредных веществ:
- СО – до 272 грамм на 100 км пробега;
- СН – менее 72 г/км;
- NO – до 27 грамм на каждые 100 километров работы мотора.
В Западной Европе этот экологический класс начал действовать в 2005 году, а на территории России — с 2010 года. Если сравнивать с Евро-3, то появление четвертого класса характеризуется самым резким скачком требований – нормы выросли сразу более, чем на треть от предыдущих значений. Это позволило многим странам пролонгировать введение очередного стандарта, но существенно усложнило возможности по переоборудованию автомобилей более низкого класса.
В ЕС эта норма была введена для грузовиков с 2008 года, а для легковых авто с 2009-го. В Российской Федерации существует с 2016 года и является официально действующим стандартом на 2020 год. Все автомобили, которые впервые продаются в стране, должны отвечать нормам, предусмотренным данным протоколом.
Популярные автомобили класса Евро-5 и особенности американских стандартов
Среди автомобилей, которые без проблем можно ввозить в Россию, то есть, относящихся к классу Евро-5, можно выделить следующие марки-модели:
- Peugeot206 1.4,
- Opel Corsa 1.3 CDTI,
- Ford Fusion 1.4,
- Ford Fiesta,
- Volkswagen Polo 1.4,
- Volkswagen Caddy,
- Volkswagen Golf 2.0 TDI,
- Volkswagen Passat 2.0,
- Volkswagen T5 2.0 TDI,
- Renault Kangoo 1.5 DCI,
- BMW 320 2.0,
- Merscedes-benz Vito 2.0 грузовой (дизель),
- Audi A6 2.0 TDI.
Естественно, список не полный, но именно эти модели пользуются наибольшим спросом у россиян.
Отдельно необходимо вспомнить об американских авто. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию при растаможке и оформлении, эти машины должны иметь в ПТС или на шильдике отметки ULEV, SULEV или TIER – стандарты, принятые в США, которые будут значить то же, что и европейская «пятерка». Если же вместо положенного знака стоит N\A или класс не указан вообще, это грозит существенными сложностями при ввозе и сертификации.
Экологические стандарты автомобилей, выпущенных в разных странах
Как было видно из примера основных стран Евросоюза, России и некоторых других государств постсоветского пространства, экологические стандарты вводились на территориях в разные годы. Среди прочего это значит, что автопроизводители из разных стран тоже не одновременно модернизировали конструкцию своих моделей. Ниже представлена таблица, которая относительно точно указывает на экологический класс автомобилей, выпущенных в разные годы на территориях разных стран.
Страна производства ТС | Классы по годам производства автомобилей | |||
Евро-1 или ниже | Евро-2 | Евро-3 | Евро-4 | |
ЕС (бензиновые ДВС) | До 1996 | 1997-2000 | 2001-2004 | С 2005 |
ЕС (дизельные моторы) | Аналогично бензиновым | 1997-2001 | 2002-2004 | Аналогично бензиновым |
США | До 1995 | 1996-2000 | 2001-2003 | С 2004 |
Япония | До 1997 | 1998-2004 | 2002-2010 | С 2011 |
Канада | До 2000 | 2001-2003 | С 2004 | — |
Корея | До 2000 | 2000/2001 | 2003-2005 | С 2006 |
Малайзия | До 2002 | С 2003 | — | — |
Китай | До 2003 | 2004-2007 | С 2008 | — |
Индия | До 2004 | 2005-2009 | С 2010 | — |
Украина легковые/грузовые | До 2005/2006 | С 2006/2007 | — | — |
Законодательство разных государств постоянно изменяется, а автостроители часто стараются обойти конкурентов, предлагая более новые разработки, в том числе и те, что касаются количества вредных выбросов автомобиля. Данные в отдельных случаях могут не совпадать с реальными характеристиками модели или конкретной модификации. Таблица (с сайта Росстандарта), это лишь один из возможных вариантов узнать точно экокласс машины.
Где можно узнать экологический класс автомобиля?
Помимо того, что экостандарт модели, это один из основных критериев при определении может ли получить ввозимое транспортное средство местный техпаспорт, то есть, быть официально зарегистрированным, есть и другие причины, побуждающие узнавать данный параметр.
Например, совсем скоро экологический класс будет одной из составляющих для расчета транспортного налога. Наконец, в России, особенно в столице, уже действуют официальные ограничения для въезда на определенные территории машин, не соответствующих установленным требованиям.
Узнать наверняка, какой экологический класс конкретного автомобиля можно несколькими способами:
Любой из этих способов весьма прост и не требует специальных знаний, как определить экологический класс автомобиля. Однако, некоторые нюансы стоит учесть.
Таблица Росстандарта
Такая таблица экологических классов была приведена выше, и мы говорили об ее относительной точности. Кроме того, приведенный перечень экостандартов не учитывает некоторые страны, где производятся авто, а также не показывает информацию о российских марках.
Возможно, ее создатели, не подумали о том, что экологический класс относится к информации, необходимой не только для растаможивания автомобиля и постановки его на учет. Так что, если ваш автомобиль сделан в РФ или других странах, не учтенных в таблице, этот способ не поможет, придется воспользоваться другими.
ПТС
Или паспорт технического средства – документ, выдаваемый на основании данных производителя техники. В таком документе тринадцатый пункт описания, это как раз экологический класс Евро. В последние годы он указывается прописью, до недавнего времени ставились цифры, а еще раньше графа отсутствовала, но могла быть сноска в «специальных отметках», тоже проливающая свет на количество выбрасываемых вредных веществ.
Другое дело, что и раньше, и сейчас, далеко не все ПТС получают такую отметку. Но остаются иные варианты.
СТС
С 2018 года в Российской Федерации выдают Свидетельство о Регистрации ТС, где пункт «экологический класс» уже прописан. Если он заполнен, то владелец машины должен следовать изменениям в законах, действующих с указанного года. Но раньше в автомобильных СТС экокласс не указывали, и для этих машин действовать будут ограничения, которые вступят в силу в 2021 году. Если у вас старое Свидетельство, рекомендуем его заменить на новое – стоит замена недорого, отнимает от силы пару дней, зато можно будет избежать многих сложностей.
Даже если в ПТС экологический класс транспортного средства указан, но нет соответствующих данных в Свидетельстве о регистрации, то официально считается, что данный параметр для машины не определен!
VIN-код
Достаточно точный и почти 100-процентный способ узнать экологический класс автомобиля, это воспользоваться уникальным кодом авто онлайн на сайте Росстандарта. Там есть специальный сервис, где введя уникальный код машины – 17 символов, можно получить всю нужную информацию:
- Марку и тип транспортного средства
- Номер одобрения
- Имеющиеся на машину документы, дату их выдачи и срок действия
- Экологический класс
Иногда все же бывает, что VIN-код еще не введен в общую базу, и очень редко, но информация отсутствует. Если случилось такое, то единственным способом узнать экологический класс машины остается личный запрос в ведомство.
Можно ли поменять экологический класс авто?
Да, можно. Это была довольно распространенная практика во времена введения ограничений в соответствии с Евро-3. Разница между нормами Евро-2 и -3 была небольшой, и иногда, чтобы заставить выхлоп соответствовать более высокому стандарту, достаточно было модернизировать систему выпуска отработанных газов. Начиная с Евро-4, все гораздо сложнее, но поднятие экостандарта все еще возможно, в частности заменив не только выхлопную систему, но и частично силовой агрегат.
Нужно помнить, что замена двигателя более экологичным и установка новой системы фильтров, не означают автоматически официальной переиндексации.
Потребуется внесение нужной информации в паспорт и свидетельство о регистрации технического средства. То есть, проводить модернизацию самостоятельно не стоит, это должна делать сервисная компания, имеющая право на подобные работы, и предоставляющая необходимые для ГИБДД документы!
Когда можно игнорировать экостандарты
Во многих странах, в том числе и в России, выпускают транспортные средства, считающиеся самоходными механизмами, не подпадающими под действие ограничений, связанных с экологическими классами.
К такой технике относятся:
- бульдозеры,
- тракторы,
- экскаваторы,
- прочая спецтехника с максимальной скоростью до 40 км/час.
Поэтому на таком автотранспорте несоответствие года изготовления и реального класса экологичности обычное дело. Например, трактор сделали в 2019-ом, а в реальности количество вредных выбросов у него на уровне Евро-1, если не ниже. Но, так как принято считать, что столь медлительные машины не способны настолько же загрязнять среду, как грузовики и легковушки, то и новые законы для них буквально не писаны.
Ситуация с экостандартами на дорогах России
Более позднее введение стандартов на территории Российской Федерации, а также огромное количество отечественных автомобилей, выпущенных еще до того, как появились ограничения по экологическим нормам, привело к тому, что по факту, на дорогах РФ могут передвигаться любые машины.
Отдельные субъекты уже частично запретили въезд в некоторые районы городов на автотранспорте с низкими показателями чистоты выбросов.
Но, даже с учетом того, что планируется с 2021 года тотальный переход на контроль экостандартов и введение ограничений на большинстве дорог России, машины класса Евро-4 все еще остаются вполне актуальным вариантом. Так что, если поездка в другие страны не предполагается, то стремиться, как можно скорее купить или переоборудовать имеющийся автомобиль под нормы Евро-5, не нужно.
Каким образом регулируется передвижение по дорогам?
Уже сейчас на некоторых российских дорогах появились новые дорожные знаки, в частности, «Зона с ограничением экологического класса» 5.35 и 5.36. Это знаки особого предписания – в первом случае для всех механических средств, во втором — для грузовиков. Они напоминают стандартные знаки по ограничению, но с дополнительным символом внизу – зеленый овал, внутри которого на белом фоне черная цифра.
Именно эта цифра и предписывает, что в зону действия подобного знака транспорту с более низким экологическим стандартом или с не указанным в СТС въезд запрещен. Соответственно, есть знаки 5.37 и 5.38 – «конец зоны ограничения ЭК».
При этом существуют машины, которые такие знаки могут игнорировать по служебной необходимости:
- Армейские и полицейские автомобили
- Транспортные средства спасательных и аварийных служб
- Скорые и пожарные машины
- Почтовые автомобили и автобусы (при наличии соответствующей раскраски и документов).
Кроме того, зеленый овал с черной цифрой на белом фоне с 2018 года существует и в качестве таблички – знака дополнительной информации, т.е. возможно его соседство с запрещающими и предписывающими стандартными знаками. Естественно, не со всеми, а где табличка «экологический класс транспортного средства» имеет смысл. Также их можно будет увидеть в комбинациях с некоторыми информационными знаками, например, «Парковка».
Уже сейчас многие заметили некое несоответствие правил и требований до и после 2021 года. Проблема заключается в непродуманности или некорректности отдельных формулировок. Если точнее, то в сочетании с тем же знаком 6.4 «Парковка», табличка 8.25 означает до 2021 года, что здесь парковочное место для машин с экологическим классом равным, либо более высоким, чем указан на ней.
После 2021 года ее действие будет распространяться также и на те машины, в СТС которых нет указания экологического класса. То есть, если под знаком указана цифра «4», то припарковать машину там смогут не только, например, владельцы «Форд Транзит», выпущенного после 2005-го, но и ВАЗ-2107 с его Евро-3, и даже «копейки» лохматого года выпуска и регистрации.
Штрафы за экологический класс
Если есть запреты, то должны быть и наказания. Но, несмотря на существование и по факту «работу» дорожных знаков и табличек с указаниями экологического стандарта транспортного средства, в Административном кодексе «дословных» штрафов по ним пока еще нет. И если дорожная полиция решает проверить тех, кто нарушает указания таких ДЗ, штрафуют согласно статьи 12.16 КоАП и ее частей, а именно 12.16.1, 12.16.2, 12.16.6 и 12.16.7. Суммы штрафов в этих случаях колеблются от 500 до 5000 рублей.
Транспортный налог или экологический сбор
Большая нелюбовь почти всех российских автовладельцев – транспортный налог, рассчитываемый из нескольких факторов, существует до сих пор. Хотя перед введением акциза на бензин обещали, что он позволит отменить ТН. И вот теперь появилась новая надежда на его отмену, правда, с заменой транспортного налога экологическим сбором.
В Минтранспорта РФ вроде уже разрабатывают законопроект, который подразумевает, что чем выше экологический класс автомобиля, тем меньше его владелец будет платить в казну. Собственно, на данный момент возраст, а, соответственно, экологическая опасность транспортного средства уже учитывается при расчете транспортного налога. Но основная доля коэффициента для повышения, пока именно объем двигателя – чем мощнее машина, тем больше приходится платить сбор.
Переход на такую систему может серьезно ударить по малому бизнесу. Многие службы городской доставки и собственная логистика российских компаний используют автомобили ГАЗель, а их экологический стандарт всего Евро-3.
В заключение
Практика добровольно-принудительного поощрения покупки более новых, а значит — менее опасных для окружающей среды автомобилей, как раз за счет льгот по экологическому классу действует во многих развитых странах. Теперь ее собираются реализовать и в России, и хочется верить, что если это случится, то убрать транспортный налог не забудут, как это было в 2009 году.
В любом случае до вступления в силу новых законов осталось немного, поэтому рекомендуем внимательно подходить к покупке автомобилей, особенно за рубежом. И учитывать не только технические характеристики, комфортность, презентабельность, но и экологический класс машины.
Видео-совет, как внести в документы на транспортное средство сведения об экологическом классе
Обсуждения: 7
Почему интенсивно запретили эксплуатацию авто мобилей с газобалонным оборудованием.если встает вопрос об экологии.ГДЕ ЛОГИКА?КТО ОПЯТЬ ХОЧЕТ НАЖИТЬСЯ НА ЛЮДЯХ?
Непонятно? Причем год выпуска автомобиля,если двигатели устанавливают одинаковые инжекторные,что в 2002 году и в 2010 на отечественных автомобилях.А вот бензин на большинстве заправок воняет серой.Прежде нужно ввести ответственность за качество топлива.В любом двигателе некачественное топливо приведет к высоким выброса вредных веществ.
Слишком много факторов влияют на вредные выбросы из выхлопной трубы.
Даже самый новый автомобиль можно «отрегулировать» та, что он будет дымить и пыхтеть. При техосмотре нужно контролировать и выдавать талон с указанием экологического класса. И потом въезд в города необходимо ограничить. Я бы разрешил въезд в город только электромобилям. Все остальные должны ездить только за городом. Это не совсем удобно, но к этому всё идет.
А как из за города попасть домой в город? Электроэнергию для электромобилей производят на атомных и тепловых электростанциях, с учетом КПД всех переходов, экологичность электромобиля в 1,5 раза меньше!
Господин Грач! Вы в адеквате? Где это вы видели города без авто, а чо бы только с электротягой? Да, например, в кхмерской восточной Азии ездят ещё продвинутее-на великах(((, и что? Так что , если вам хватает такого транспорта-крути педали. Вы, вероятно слышали, что в нашем государстве (Дикий Запад здесь не исключение) около 80% всех грузов перемещаются автотранспортом. А туточки тоже электротранспорт, или велики? И в каждой инфе есть подспудные мыслишки. Куда же с такими авто подевать миллионы россиян, выживающих за счёт своих Газелей, туда же, на свалку? Крутовато закидывают такую идейку гундявые((((
Доброй ночи,я бы хотел узнать экологический класс авто по вин возможно ли такое?
Да. В начале статьи имеется сервис «Узнать экологический класс по VIN-номеру». Введите туда ваш VIN код и получите ответ.