Можно ли оформить ДТП без ГАИ?
Любое ДТП – это катастрофа, вне зависимости от его масштабов. И если раньше, попадая в такую ситуацию, водителю приходилось вызывать ГИБДД, то на сегодняшний день есть альтернатива.
Оформление происшествия может быть осуществлено несколькими способами: с помощью ГАИ, с аварийным комиссаром и самостоятельно. Рассмотрим их подробнее.
Содержание статьи
Оформление происшествия без ГАИ по Европротоколу
Практически любой житель крупного мегаполиса не понаслышке знает о большой загруженности дорог. Помимо недостатков покрытия, существуют ошибки в развязках, слишком большой трафик в отдельных районах, а также частые дорожно-ремонтные работы.
Именно поэтому при авариях образуются километровые пробки, а прибытия на место происшествия сотрудников ГИБДД, как правило, можно ждать часами. Для того, чтобы сэкономить время и нервы, есть хорошая возможность оформить ДТП самостоятельно.
Как это сделать, чтобы вас не могли обвинить в покидании места происшествия? Для этого есть европротокол, бланк которого выдается в любой страховой при оформлении ОСАГО.
Оформить аварию таким образом можно при определенных условиях, в противном случае, без ГИБДД все же не обойтись.
Согласно КоАП РФ, оформление без работников дорожного патруля возможно в случаях, если:
- В результате происшествия нанесен вред только транспортным средствам.
- Участниками аварии являются только два транспортных средства, в том числе и ТС с прицепами к ним, а гражданская ответственность владельцев этих машин застрахована по ОСАГО.
- Участники ДТП не имеют разногласий касательно повреждений автомобиля, а также обстоятельств аварии.
На сегодняшний день страховая компания может возместить ущерб потерпевшей стороне в размере до 100 000 рублей, а жителям Москвы, Санкт-Петербурга и их областей — до 400 000 рублей.
Порядок оформления происшествия через Европротокол
Самый простой способ – оформить инцидент через Европротокол.
Водители, которые не желают привлекать сотрудников ГИБДД к разбору дорожно-транспортного происшествия, должны придерживаться следующего алгоритма в своих действиях, иначе, они могут получить отказ в выплате от страховщика.
Действие 1. Внимательный осмотр транспортных средств и оценка повреждений
Вместе со вторым участником ДТП тщательно осмотрите место аварии, а также оцените механические повреждения, произошедшие в результате.
Оцените примерный ущерб и узнайте, какая страховка у второго участника. Также, необходимо уточнить, когда она была заключена.
Действие 2. Фиксация повреждений
Это, действительно, заслуживает целого пункта. На сегодняшний день техника позволяет делать фото и видео фиксацию, поэтому это необходимо выполнить максимально подробно.
Снимайте максимально точно расположение автомобиля, повреждения, отлетевшие части транспортных средств на дороге.
Фото и видео нужно выполнить не позднее 60 минут после ДТП. На каждом изображении должны быть отчетливо видны государственные регистрационные знаки транспортных средств либо идентификационные номера VIN, места повреждений, взаимное расположение ТС с привязкой к неперемещаемым объектам, а также, если есть свидетели, то и государственные номера их машин.
Действие 3. Уберите препятствия с проезжей части
Только после того, как выполнены первые два действия, можно приступить к следующему. Согласно ПДД РФ, водитель обязан убрать автомобиль с проезжей части, если он создает препятствие для других участников дорожного движения.
Здесь нужно быть максимально внимательным, поскольку другая статья ПДД говорит о том, что водитель не имеет права перемещать автомобиль до того, как на место происшествия прибудут сотрудники ГИБДД.
Для того, чтобы не попасть на административное наказание и лишение выплаты от страховой, нужно не только оценить ущерб и зафиксировать повреждения, но и написать друг другу расписки, в которых будет указано, что разногласий участники ДТП не имеют.
Действие 4. Возьмите данные полиса
Второй участник ДТП должен предоставить вам полные данные о своем полисе ОСАГО, а именно:
- Номер полиса.
- Название и реквизиты страховой компании.
Помните, что при ДТП водитель обязан предъявлять другим участникам такие данные, а также другие документы: паспорт гражданина, водительские права и регистрационный талон на машину.
Еще одно важное правило, о котором можно забыть в суете, это проверка действительности полиса ОСАГО. Если же полис недействительный, поддельный, или у него истек срок годности, то все вышеописанное не имеет смысла, и тогда нужно будет вызывать ГИБДД.
Действие 5. Оформление документов для страховой
Бланк извещения о ДТП или Европротокол выдается всем без исключения водителям при оформлении обязательной автогражданки. Как правило, этот бланк хранится в автомобиле.
Совместно с другим водителем заполните его максимально точно, укажите также повреждения перевозимых вещей в салоне автомобиля. В Европротоколе необходимо обязательно указать, что оформление было произведено без ГИБДД, либо с помощью аварийного комиссара, о чем речь пойдет немного ниже.
После проверки всех данных, подпишите протокол, копию, которая автоматически была создана на втором листе бланка, нужно отдать виновнику, а потерпевший забирает подлинник.
Действие 6. Предоставьте страховщику документы
Каждая страховая компания выдвигает свои правила по срокам предоставления документов, однако, как правило, это не более 5 дней с момента аварии.
Для возмещения необходимо предоставить такие документы:
- экземпляр заполненного Европротокола;
- заявку на прямое возмещение ущерба;
- носитель с данными, содержащими фото, видео-факты о повреждениях в результате дорожно-транспортного происшествия, а также место и свидетельские показания;
- заявление о том, что вся предоставленная информация является подлинной.
Помните, что при любых сомнениях, а также, если сумма ущерба будет превышать положенную по закону, то фиксировать аварию через Европротокол нельзя, вызывайте дорожный патруль и следите, чтобы все было оформлено по правилам.
Оформление автомобильной аварии аварийным комиссаром
В некоторых случаях, когда один или оба водителя сомневаются в правильности своих действий, ДТП можно оформить с помощью аварийного комиссара.
Собственно, избежать вызова дорожной полиции можно при тех же обстоятельствах. Разница заключается лишь в том, что оформление аварийным комиссаром дорожно-транспортного происшествия займет немного меньше времени.
Как и в любой ситуации, такой подход имеет и плюсы, и минусы для водителей.
Многие владельцы авто, оформляя страховой полис, слушают истории агентов, когда аварийный комиссар их компании обставлял ситуацию таким образом, что виновник выплачивал все до копейки, однако, такая бочка меда на самом деле разбавляется фактами, о которых умалчивают.
Так, например, авария, оформленная штатным аварийным комиссаром, может быть зафиксирована исключительно в интересах страховой компании, ущерб может быть существенно занижен, а виновником внезапно окажется не совсем тот человек.
Однако, выбор есть всегда, и у каждого водителя есть право воспользоваться услугами частных аккредитованных фирм, которые присылают независимого аварийного комиссара.
В таком случае страховщику не повезет, поскольку ущерб может быть не только адекватно оценен, а еще и завышен. В юридической практике известны случаи, когда таким образом некоторые зарабатывали на своей автогражданке.
Оформление дорожно-транспортного происшествия аварийным комиссаром для многих автовладельцев является простым вариантом решения сложной проблемы. Однако, пользоваться их услугами надо с осторожностью и выбирать такого специалиста не по рекомендации страховой фирмы.