Рейтинг страховых
компаний
8 (800) 302-34-10

Бесплатная консультация
нашего автоюриста

Как происходит оформление аварии с сотрудниками ДПС?

В настоящее время чрезвычайные происшествия на дорожном полотне можно разделить на два типа: происшествия, в которых есть пострадавшие, и аварийные ситуации, которые обошлись без пострадавших.

Так, согласно правилам учета ДТП, если во время аварии пострадали люди, происшествие считается «отчетным», другими словами, сведения о нем будут внесены в статистику госавтоинспекции, а также в годовой и ежеквартальный отчет ГИБДД. Те происшествия, в которых пострадали только транспортные средства (не более двух), считаются «неотчетными», и, следовательно, такие аварии не учитываются в статистике и отчетности госавтоинспекции.

Но, несмотря на то, что многие из автолюбителей не раз попадали в аварии и оформляли его как самостоятельно, так и при участии сотрудников ГАИ, далеко не все знают, как правильно оформить ДТП посредством ГИБДД.

Как установить, «отчетное» ДТП или «неотчетное»

На сегодняшний день существует ряд предписаний, которые помогают установить, есть ли необходимость вызова сотрудников ГИБДД или же можно оформить европротокол без участия сотрудников правоохранительных органов.

Авария и сотрудники ДПСОбойтись без работников ГИБДД можно, когда:

  1. В аварию попали только два ТС, но не более того.
  2. Во время происшествия ни один человек не пострадал (отсутствие смертельного исхода, травм и т.п.).
  3. Ущерб нанесен только ТС, которое стало участником правонарушительных действий на дороге.
  4. На руках у каждого участника ДТП имеется полис ОСАГО.
  5. Оба участника готовы без споров урегулировать произошедшую ситуацию, не прибегая к вызову работников ГИБДД.
  6. И один, и второй водитель готовы оформить дорожно-транспортное происшествие по упрощенному варианту.

И если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов не отвечает действительности, то, к разочарованию участников инцидента, данное происшествие оформляется при участии сотрудников ГИБДД.

На чем построена работа сотрудников ГИБДД

Итак, если участники ДТП пришли к выводу, что оформить происшествие без участия доблестной Госавтоинспекции не получается, тогда необходимо осуществить вызов стражей правопорядка.

На место аварии, как правило, всегда выезжает оперативная группа, состоящая из:

  • сотрудников ГИБДД;
  • следователя УВД;
  • нескольких экспертов-криминалистов.

Если же виновник аварии скрылся с места преступления, то к оперативной группе присоединяется еще и сотрудник уголовного розыска.

В их обязанности входит первичный осмотр места ДТП, после которого в обязательном порядке следует оформление следующего пакета документов:

  • протокол первичного осмотра аварии;
  • схематический эскиз дорожно-транспортного происшествия с указанием контура проезжей части и направления транспортных средств, которые попали в ДТП;
  • справка по дорожно-транспортному происшествию;
  • протокол осмотра и проверки технического состояния всех ТС, которые стали участниками аварийной ситуации на дороге;
  • показания водителей транспортных средств, попавших в аварию;
  • показания очевидцев ДТП;
  • медицинское заключение на предмет обнаружения алкоголя в крови участников происшествия.

В том случае, если произошло неотчетное ДТП, то на место будет приглашен только инспектор ДПС. В его обязанности входит также схематическое фиксирование происшествия, запись объяснений как участников аварии, так и ее очевидцев.

 Инспектор обязан оформить протокол об административном правонарушении, в котором указывается ряд повреждений ТС, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии. К общему пакету документов сотрудник ДПС может приобщить любое вещественное доказательство, которое связано с аварией.

Что касается проведения медицинского освидетельствования на предмет обнаружения алкоголя в крови участников ДТП, то это не обязательная процедура, но сотрудник дорожно-транспортной службы на законных основаниях может провести данную процедуру, если сомневается в каком-то из участников аварии.

Аварийный треугольник на фоне дтпПодлинность и полнота документального фиксирования аварии имеет огромное значение, потому как этот пакет документов является базой для дальнейшего грамотного рассмотрения дела.

В силу этого, главной задачей для сотрудников ГИБДД на месте происшествия является сбор, правильное толкование и фиксирование всех необходимых сведений, тогда как участники ДТП должны внимательно проследить за тем, чтобы этот процесс в полной мере соответствовал регламенту и действительности.

Тонкости оформления отчетного ДТП

Рассмотрим несколько нюансов правильного оформления ДТП при участии сотрудников ГИБДД, о которых вы, вероятнее всего, не знали.

Первый этап – составление схемы ДТП

На этом этапе сотрудники правопорядка должны составить четкую и понятную для всех сторон схему дорожно-транспортного происшествия.

Каждый из водителей, авто которых участвовало в дорожно-транспортном происшествии, может на вполне законных основаниях потребовать от правоохранителей изменить или же исправить схему ДТП, указав обоснованные факты, которые, по его мнению, могут повлиять на дальнейший исход расследования. Схема подписывается только после того, как и участники аварии, и сотрудники ГИБДД, пришли к обоюдному решению.

Если же работник ДПС отказывается вносить обоснованные исправления/дополнения, то эти действия являются нарушением его служебной дисциплины, а его поведение можно обжаловать.

Второй этап – освобождение проезжей части

Машина въехала в зад другой машинеПомните, только после того, как на место аварии прибыли стражи правопорядка и составили схему аварии, которая устраивает все стороны, можно перепарковать свое транспортное средство с проезжей части.

Если же автомобиль находится в неисправном состоянии, то убрать ТС с места аварии поможет эвакуатор, который, вероятнее всего, будет находиться на месте дорожно-транспортного происшествия.

Третий этап – написание объяснения о произошедшем

Этот этап является одним из самых важных, поэтому постарайтесь заблаговременно продумать, как правильно составить объяснение, учитывая все нюансы и факты.

Постарайтесь, чтобы описание дорожно-транспортного происшествия было максимально емким и кратким. Не пишите лишней информации, которая может запутать следователей.

В том случае, если во время написания объяснения один из участников аварии не смог внятно изложить версию, которая, на его взгляд, считается правдивой, или продемонстрировал явное отсутствие знаний основных пунктов правил дорожного движения, то автоинспектор может задуматься о высокой степени виновности такого водителя.

Четвертый этап – документальное фиксирование повреждений

В то время, как участники происшествия пытаются «выдавить» из себя объяснения произошедшей ситуации, собирают опросы очевидцев, сотрудник госавтоинспекции занимается оформлением справок о повреждениях, которые были получены во время аварии.

И главной задачей участников происшествия является тщательная проверка всего написанного. Необходимо убедиться в том, что все повреждения, которые были получены во время столкновения, попали в данный документ. И это должны быть как самые незначительные видимые повреждения, так и скрытые.

Если же этого не сделать, то выплаченная компенсация, вероятнее всего, не покроет всех расходов на реставрацию транспортного средства.

Пятый этап – составление протокола

Люди оформляют ДТП с ГИБДДДалее необходимо составить протокол, в котором будет описываться административное правонарушение. Собственно, схематическая зарисовка аварии, перечисление повреждений, объяснения всех сторон происшествия – это приложения к протоколу.

Прежде чем приступить к оформлению протокола об административном правонарушении, сотрудник Госавтоинспекции должен принять решение, кто из водителей, попавших в аварию, является виновником.

Решение принимается на основании всестороннего изучения обстоятельств аварии, руководствуясь ПДД и КоАПом. Документ, в котором указывается, какой именно пункт ПДД нарушен, выписывается на имя того, кто, по мнению инспектора, виновен в данном происшествии. Сотрудник ГИБДД в протоколе должен привести краткие доводы, почему именно этот водитель виновен в аварии.

Одна копия протокола вручается виновнику происшествия под его расписку, другая – второму участнику (если он изъявляет желание получить этот документ). Увидев в протоколе не свою фамилию, можно надеяться на возмещение материального ущерба.

Если же инспектор утверждает, что именно вы являетесь правонарушителем, а вы с этим категорически не согласны, то поступить можно двумя способами:

  1. Не подписывайте протокол, при этом двое понятых должны подтвердить, что вы отказываетесь от подписи.
  2. Подписываем документ, но на тыльной стороне или отдельном листе (с пометкой «С приложением») излагаем свою точку зрения и приводим факты, которые, по вашему мнению, объясняют вашу невиновность. После чего необходимо обжаловать действия автоинспектора (у вышестоящего начальства или же в суде).

Шестой этап – постановление о мере пресечения

После того, как протокол будет подписан обеими сторонами, сотрудник ГИБДД выписывает постановление по этому делу, в котором, руководствуясь КоАП, указывает меру пресечения виновнику происшествия.

Если за данное правонарушение законом предусмотрен лишь штраф, то виновник самостоятельно заполняет выданную автоинспектором квитанцию и оплачивает ее в банке.

Если же статья нарушения предусматривает изъятие водительского удостоверения, арест ТС или административное лишение свободы, то решение такого рода должно быть принято либо районным судьей, либо мировым.

Иногда, в виду сложности дела, госавтоинспектор не может установить виновника на месте происшествия, поэтому он обязан выдать каждому участнику ЧП копию протокола. При таких обстоятельствах дело идет на дорасследование, а участникам аварии сообщается время, дата и местоположение, где собственно и будут рассматриваться все нюансы происшествия.