Независимая экспертиза автомобиля: правила проведения
Всем автолюбителям будет полезно узнать, об организации независимой технической экспертизы транспортных средств. Ведь, стать участником ДТП может каждый водитель. Страховые компании, в основном, стараются всячески уменьшать размер компенсационных выплат.
Чтобы взыскания недостающую сумму на восстановительный ремонт, автовладельцам приходится заказывать независимое исследование. Для этого необходимо заранее изучить правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства.
Содержание статьи
- Как появилась независимая экспертиза?
- Какие вопросы решает независимая экспертиза?
- Как проводят экспертизу?
- Этап № 1: Консультация по телефону потенциального заказчика
- Этап № 2: Заключение договора и оплата экспертизы
- Этап № 3: Согласование места, даты и времени осмотра автомобиля
- Этап № 4: Приглашение заинтересованных лиц на осмотр машины
- Этап № 5: Экспертный осмотр поврежденного автомобиля
- Этап № 6: Составление акта осмотра транспортного средства
- Этап № 7: Расчет стоимости ущерба, причиненного машине при ДТП
- Этап № 8: Оформление отчета независимой экспертизы и передача его заказчику
- Итог
Как появилась независимая экспертиза?
Независимая экспертиза автомобилей, которые получили повреждения при дорожно-транспортных происшествиях, с целью объективного определения размера причиненного им материального ущерба, появилась после принятия Федерального закона «Об ОСАГО» от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ.
Такая область экспертных исследований появилась в связи с тем, что страховые компании старались занижать компенсационные выплаты при наступлении страхового случая — автомобильной аварии. Владельцам транспортных средств полученных страховых выплат не хватало для проведения восстановительного ремонта поврежденной машины.
Им приходилось обращаться в суд с целью взыскать со страховщика недостающую сумму денег, чтобы полностью восстановить автомобиль, получивший ущерб при столкновении. Для суда необходимо было реальное подтверждение обоснованности суммы, которую требовали у страховой компании автовладельцы.
Таким, объективным доказательством реального размера величины материального ущерба, причиненного поврежденному автомобилю в результате ДТП, являются результаты независимой экспертизы. Заказчик исследования имеет возможность через суд взыскать со страховой компании разницу между суммой рассчитанной экспертом и уже полученными страховыми выплатами.
Какие вопросы решает независимая экспертиза?
Под независимой экспертизой, поврежденной при автоаварии машины, понимают исследование, которые проводят незаинтересованные в его результатах специалисты. Они не только не должны быть в штате страховой компании, но даже не иметь с ней договорных отношений.
Независимое исследование автомобиля заказывается с целью:
- рассчитать реальный размер материального ущерба, полученного в результате ДТП;
- обнаружить скрытые повреждения и деформации машины для того, чтобы точно оценить размер причиненного материального ущерба, полученного при автомобильной аварии;
- проверить правильность расчета суммы компенсации за нанесенный ущерб, в результате столкновения, проведенного оценщиком страховой компании;
- определить реальную стоимость транспортного средства, побывавшего в дорожно-транспортном инциденте, для его продажи;
- узнать реальное техническое состояние машины, перед ее покупкой;
- определить размер ущерба причиненного автомобильному транспорту стихийным бедствием (пожаром, потопом и т.д.).
Как видите, автовладельцы могут заказывать независимую экспертизу в разнообразных ситуациях. Она поможет принять решение, как о покупке железного коня, так и о выгодной его продаже. Но статистика показывает, что в более чем 80% автовладельцы заказываю такое исследования для оценки размера ущерба причиненного автомобилю при ДТП.
Как проводят экспертизу?
Для того чтобы результаты исследования были приняты судом в качестве доказательства объективно рассчитанной суммы материального ущерба, необходимо строго придерживаться каждого правила проведения независимой экспертизы транспортного средства и соблюдать действующие законодательство.
Регулятором страхования по системе ОСАГО является Центральный Банк Российской Федерации. Поэтому, он своим Положением от 19.09.2014 г. № 433-П утвердил Порядок проведения экспертных исследований автомобиля, который побывал в ДТП.
Этим Порядком предусмотрено, что процедура независимого исследования включает восемь этапов. Мы подробно рассмотрим правила проведения каждого этапа.
Этап № 1: Консультация по телефону потенциального заказчика
Автовладелец, который желает заказать независимую экспертизу, должен знать, что на сегодняшний день согласно, внесенных изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ результаты исследования может подписывать только аккредитованный эксперт, состоящий в СРО.
Если эти условия не выполнены, то отчет независимого исследования не будет признан действительным и суд откажется его принять. Водителю придется заново заказывать независимую экспертизу, соответственно, тратить дополнительное время и деньги.
Поэтому, прежде чем окончательно выбрать компанию необходимо проверить наличие у эксперта следующих документов:
- диплома о высшем образовании по специальности «экспертиза по расследованию ДТП»;
- документа подтверждающего, прохождение специальной профессиональной переподготовки;
- подтверждение членства в саморегулируемой организации оценщиков (СРО);
- документа о включении специалиста в реестр официально аккредитованных экспертов-техников.
Автолюбителям предоставлена возможность самостоятельно проверять включен тот или иной специалист компании в государственный реестр аккредитованных экспертов-техников на официальном сайте Министерства юстиции РФ.
Первый визит в офис выбранной экспертной организации или телефонный звонок туда – это бесплатная консультация.
Сотрудников компании будет интересовать такая информация:
- Какой страховой полис имеет водитель – ОСАГО, КАСКО или оба.
- Как сильно поврежден автомобиль и может ли он самостоятельно ездить.
- Получил ли автолюбитель страховые выплаты, и в каком размере.
На основании такой информации будет выбрано место проведения осмотра транспортного средства.
Этап № 2: Заключение договора и оплата экспертизы
Между водителем-заказчиком и экспертной компанией заключается договор о проведении независимой экспертизы поврежденного при ДТП автомобиля в двух экземплярах. Каждой стороне остается подписанный оригинал документа. Заказчик оплачивает независимое исследование и получает на руки квитанцию об оплате услуги.
На основании договора и квитанции об оплате экспертизы автолюбитель сможет взыскать со страховой компании стоимость исследования. Ему необходимо указать в досудебной претензии, что он требует уплатить дополнительные расходы на проведение независимой экспертизы. Если дело дойдет до суда, то такой пункт необходимо включить в исковое заявление.
На этом этапе автолюбитель представляет эксперту, который будет проводить исследование машины пакет документов.
Перечень документов, предусмотренных Порядком, включает:
- копию справки о ДТП;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- копии документов, которые были переданы в страховую компанию для оформления дела о дорожно-транспортном происшествии;
- другие документы, касающиеся автомобильной аварии (копии объяснительных водителей, данных инспектору ГИБДД на месте аварии);
- направление на проведение экспертизы от страховщика (если выдавалось).
Эксперт начинает исследование с того, что внимательно изучает все переданные ему документы. Он это делается для того, чтобы представить картину дорожного происшествия. Так, он сможет понять, как произошло столкновение, а также какие скрытые повреждения и деформации могла получить машина при автомобильной аварии.
Этап № 3: Согласование места, даты и времени осмотра автомобиля
Место проведения экспертного осмотра автомобильного транспорта, поврежденного при дорожно-транспортном происшествии, зависит от того, как сильно он поврежден и какие предпочтения у заказчика. Если авто не сильно повреждено, то его можно осматривать в специальном помещении офиса компании.
При серьезных повреждениях машина имеет скрытые деформации, которые можно выявить при помощи специального оборудования на СТО. Когда автомобиль настолько поврежден, что самостоятельно не может брать участие в дорожном движении, то осмотр может быть назначен в месте его хранения.
Время выбирается с учетом графика работы экспертной компании, водителя-заказчика и страховщика. Кроме того, необходимо помнить, что виновника столкновения и представителя страховой компании необходимо пригласить заранее: за три рабочих дня, тех, кто находятся в том же городе или районе, за шесть рабочих дней – иногородних.
Этап № 4: Приглашение заинтересованных лиц на осмотр машины
Правилами закреплена обязанность за заказчиком экспертного исследования, заранее письменно предупредить виновника автоаварии, и страховую компанию о проведении экспертного осмотра поврежденного авто. Это нужно сделать, отправив срочные телеграммы с уведомлением о получении.
В тексте приглашения указать, где и когда будет проведен осмотр авто. При отправке телеграмм нужно сделать их копии и заверить печатью телеграфного узла. Копии телеграмм, а также извещение об получение будут служить подтверждением того, что заинтересованные лица знали об осмотре.
Если они не придут в назначенное время, то экспертизу можно проводить без них. Кроме того, они не смогут оспорить в суде результаты исследования, ссылаясь на свое отсутствие.
Этап № 5: Экспертный осмотр поврежденного автомобиля
Процедура осмотр начинается с фотографирования машины. Правилами подробно описано, какие фотографии должен сделать эксперт. Он фотографирует автомобиль с четырех углов и сторон, так чтобы было хорошо видно номерной знак. Для подтверждения того, что на осмотре тот автомобиль, который проходит по документам, делаются фотографии VIN-кода и спидометра.
Эксперт фотографирует каждое повреждение отдельно. Потерпевший водитель следит за тем, чтобы были зафиксированы все повреждения. Приглашенный виновник ДТП и сотрудник страховой компании, в свою очередь, следят за тем, чтобы эксперт не включил в перечень повреждений те, которые не имеют отношения к конкретной автомобильной аварии.
Этап № 6: Составление акта осмотра транспортного средства
Эксперт составляет акт осмотра автомобиля на основании сделанных фотографий. В документе отображается список всех повреждений, полученных при ДТП. Специалист дает характеристику каждому повреждению и отмечает, могло ли оно быть полученным в результате аварии.
Готовый документ после согласования подписывают эксперт и заказчик.
Этап № 7: Расчет стоимости ущерба, причиненного машине при ДТП
Расчет стоимости проводится на основании подписанного акта осмотра машины с использованием специального программного обеспечения по утвержденной единой методике. Эксперту понадобится для завершения расчета калькуляции полного восстановительного ремонта примерно три дня, а при обнаружении скрытых повреждений – шесть дней.
Этап № 8: Оформление отчета независимой экспертизы и передача его заказчику
В отчете эксперт не только указывается общий список повреждений, а дает характеристику каждого повреждения с позиции сложности и возможности получения при столкновении. Обязательно должна быть описана технология ремонта, определен объём ремонтных работ и рассчитана калькуляция полного восстановительного ремонта машины.
После подписания отчета экспертом, проводившим исследование, и руководителем компании он передается водителю. По действующему законодательству отчет является собственностью заказчика исследования. Имея на руках результаты независимой экспертизы, потерпевший автолюбитель может подавать страховщику досудебную претензию. В случае необходимости обращаться в суд с исковым заявлением.
Итог
Всем автолюбителям необходимо знать об организации независимой технической экспертизы транспортных средств.
Ведь, для того чтобы результаты независимого исследования были приняты страховой компанией и судом необходимо провести экспертизу, придерживаясь Правил, утвержденных Положением Центробанка РФ от 19.09.2014 г. № 433-П.
Удачи на дорогах!