Франшиза – взыскиваем с виновника ДТП
Возможно, многие автолюбители слышали о страховке КАСКО с франшизой, но не все знают, что это такое. Все чаще автовладельцы не ограничиваются обязательным полисом ОСАГО и покупают дополнительную страховку КАСКО.
Ведь, когда водитель станет виновником ДТП, то автогражданка возместит ущерб потерпевшему, а полис КАСКО покроет расходы на ремонт собственного автомобиля. Поэтому, очень актуальный вопрос среди автолюбителей — можно ли взыскать франшизу с виновника аварии. Постараемся на него ответить.
Содержание статьи
Загадочная франшиза
Под франшизой понимают часть ущерба, которую страховая компания не будет возмещать при наступлении страхового случая. Другими словами — это не покрываемая сумма ущерба. По сути, страховщик при помощи франшизы старается отсечь мелкие выплаты, которые, конечно же, происходят чаще, нежели крупные суммы компенсаций.
С понятием франшизы в большей мере сталкиваются водители имеющие страховку КАСКО. Страховые компании устанавливают франшизу при оформлении договора страхования с целью уменьшения размера страховой премии. Это делается для того чтобы уменьшить для автолюбителей стоимость полиса КАСКО.
Существенная цена страховки заставляет водителей пользоваться разными уловками для уменьшения ее стоимости. Следует понимать, что когда владелец транспортного средства станет участником автомобильной аварии, то страховая компания выплатит компенсацию причиненного ему ущерба за минусом размера франшизы.
Таким образом, автолюбителю придётся частично возмещать ущерб личными средствами в размере оговоренной при заключении договора страхования франшизы.
С одной стороны он добровольно на это согласился при оформлении договора страхования КАСКО. Тогда, как с другой стороны водителю, попавшему в ДТП, закон гарантирует возмещение причиненного вреда в полном объёме.
Возмещение ущерба по закону
Статьи 15 и 1064 ГК РФ предусматривают полное возмещение причиненного потерпевшему водителю вреда. Частично причинённый ущерб при ДТП компенсирует страховка, а оставшуюся часть равную сумме франшизы должен покрыть виновник столкновения. Обязанность возмещать причиненный вред не зависит от условий договора страхования потерпевшего автолюбителя.
Действующие законодательство предусматривает, что страховая компания компенсирует причиненный ущерб в объёме предусмотренным договором страхования.
Не возмещенный страховщиком объём, в размере оговоренной франшизы, сначала оплачивает потерпевший личными деньгами, а потом взыскивает с виновника автоаварии.
Итак, право на полное возмещение причиненного при дорожно-транспортном происшествии вреда, относится к законным правам потерпевшего автолюбителя, и поэтому, не может зависеть от условий договора страхования. По сути, от отношений со страховщиком, который является третьим лицом. Ущерб должен компенсировать виновный в происшествии водитель.
Процедура оплаты франшизы
Потерпевший водитель уплачивает сумму франшизы на счет страховой компании, которая осуществляет восстановительный ремонт поврежденного автомобиля или выплачивает компенсацию.
Необходимо сохранить квитанцию или чек подтверждающий оплату. После этого необходимо обратиться в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба по страховке ОСАГО виновника аварии.
Оплату франшизы можно осуществлять в банке или на сайте страховой компании. Рассмотрим первый вариант. Им очень удобно пользоваться.
Автолюбитель оплачивает франшизу наличными деньгами или осуществляет платеж с карточки на банковские реквизиты страховщика и получает на руки квитанцию об оплате. Ее нужно хранить, как подтверждение осуществлённого платежа.
Второй вариант, предусматривает перевод суммы через онлайн форму оплаты франшизы, на сайте страховой компании. Оплата осуществляется с банковской карты. Подтверждение операции нужно ждать 1-2 дня.
После получения подтверждения платежа необходимо написать заявление на сайт банка, карточкой которого вы пользуетесь или в отделение с просьбой представить документ, подтверждающий факт оплаты.
Текст заявления примерно такой: «прошу предоставить документ о переводе денежных средств в размере (указать сумму платежа) от (дата финансовой операции) на счет (реквизиты счета) страховой компании (полное название страховщика)». Если заявление подается на сайт банка, то следует указать еще одну просьбу «прошу отправить документ в филиал банка по адресу».
Автолюбитель забирает документ, заверенный подписью и печатью с филиала банка, который он выбрал за удобное место расположения. Документ следует хранить для подтверждения факта оплаты франшизы.
Возврат франшизы с виновника автоаварии
Если у водителя оформлено два полисы: ОСАГО И КАСКО, то в случае, когда он становится потерпевшим участником ДТП, ему более выгодно оформлять происшествие по КАСКО. Рассмотрим почему. При обращении к страховщику виновника автоаварии потерпевший водитель после проведения оценки ущерба получает, как правило, заниженные выплаты.
Для того чтобы добиться справедливости ему необходимо провести независимую экспертизу, процедуру досудебного урегулирования со страховой компанией, а тогда обращаться с иском в суд. В результате получается долго, затратно и хлопотно. Когда потерпевший автолюбитель оформляет аварию по КАСКО у своего страховщика, то он получает направление на ремонт к официальному дилеру.
После выполнения ремонта автовладелец уплачивает франшизу личными деньгами, а если стоимость ремонта превышает эту сумму, то разницу оплачивает страховщик. Далее потерпевший может заняться взысканием франшизы с виновника автоаварии. Для этого необходимо обратиться в свою страховую компанию и затребовать все документы о страховом случае.
Сроки взыскания
Можно ли получить франшизу с виновника ДТП за прошлый год? На одном из форумов зацепил вопрос: лето прошлого года запомнилось автоаварией, ремонт сделали по КАСКО, но франшизу с виновника не взыскали.
Реально ли вернуть франшизу с виновника, если дорожное происшествие случилось в 2016 году. Односложный ответ – да. Рассмотрим подробнее.
Действующие законодательство предусматривает срок в три года для заявления претензии об ущербе.
Поэтому, ответ страхового агента, что вы пропустили срок подачи документов на страховую выплату (15 дней при оформлении ДТП с участием сотрудников ГИБДД и 5 дней при оформлении Европротокола) и поэтому, не можете претендовать на возврат франшизы, не отвечает нормам закона.
Какие понадобятся документы
Необходимо написать заявление о компенсации суммы франшизы и приложить следующие документы:
- все документы о страховом случае по КАСКО;
- копию полиса КАСКО;
- копию квитанции или чека, подтверждающего оплату франшизы;
- документы, подтверждающие стоимость ремонта (кассовый чек);
- паспорт гражданина РФ;
- свидетельство о регистрации машины;
- техпаспорт авто;
- реквизиты банковского счета, на который впоследствии нужно перечислить деньги.
Заявление следует обязательно зарегистрировать в канцелярии страховой компании, а документы передать по реестру.
Страховщики обязаны на протяжении 30 дней перевести на счет деньги или направить письменный аргументированный отказ. Как правило, страховые компании с задержкой, но возвращают сумму франшизы. Тем самым, подтверждается главный плюс этого метода – без обращения в суд можно получить от страховщика реальную стоимость ремонта машины.
Итог
Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что потерпевший при автоаварии водитель может возвратить франшизу с виновника столкновения.
Для этого необходимо обратиться в страховую компанию виновника аварии с письменным заявлением, к которому приложить соответствующий пакет документов.
Автовладельцу следует предоставить машину для осмотра как своему страховщику по страховке КАСКО, так и страховой компании водителя, спровоцировавшего автоаварию, по полису ОСАГО. Такую ситуацию можно рассматривать, как страховой случай одновременно по двум страховкам: КАСКО и ОСАГО.
Удачи вам на дороге!