Не нашли ответа?
Бесплатная консультация юриста:
+74999384079 - Москва
+78124673981 - Санкт-Петербург
+78003509372 - бесплатная горячая линия
Горячая линия +74999384079 - МСК +78124673981 - СПБ +78003509372 - Общий (бесплатно)

Что являет собой экспертиза при дорожном происшествии?

под лупой видны внутренности авто

Экспертиза ДТП это комплекс процедур, который проводится при невозможности выяснения деталей происшествия в ходе обычного дознания.

К сожалению, дорожно-транспортные происшествия является неотъемлемой составляющей жизни большинства автомобилистов. При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Проводится опрос очевидцев, самих пострадавших, исследуются повреждения на транспортных средствах.

Но иногда этого недостаточно, чтобы установить, кто из водителей является виновником аварии. Поэтому нередко назначается экспертная оценка произошедшего прецедента на дорожном полотне.

Автотехническая экспертная оценка при ДТП

Онлайн калькулятор ОСАГО и КАСКО по 50 компаниямКАСКО и ОСАГО по 20 компаниям
ЭЛЕКТРОННОЕ ОСАГО
Тип страхования
  • Электронное ОСАГО
  • Калькулятор КАСКО
Тип автомобиля
Тип ТС
  • Легковые автомобили
  • Легковые такси
  • Маршрутные автобусы
  • Автобусы <= 16 мест
  • Автобусы > 16 мест
  • Грузовые авто <= 16 тонн
  • Грузовые авто > 16 тонн
  • Тракторы и стоит. техника
  • Мотоциклы
  • Троллейбусы
  • Трамваи
Водители
Количество водителей
  • 1 водитель
  • 2 водителя
  • 3 водителя
  • 4 водителя
  • 5 водителей
  • Мультидрайв
Марка автомобиля
Марка автомобиля
    Модель автомобиля
    Модель автомобиля
    • Сначала выберите марку
    Начать расчет ОСАГОКАСКО

    Моментальный расчет
    и сравнение цен

    Экспертиза ДТП – это технико-научное исследование обстоятельств аварии, которое проводится специалистами, владеющими специальными знаниями, коими не обладают сотрудник органов дознания.

    Цель проводимой экспертной оценки – собрать и представить дознавателям, суду все необходимые для справедливого решения доказательства по конкретной аварийной ситуации на дорожном полотне, а также установить причин возникновения происшествия.

    разбитая авдотья под лупойЭкспертное исследование при ДТП разделяется по нескольким признакам:

    1. В зависимости от принадлежности ведомственной организации, проводящей экспертизу при дорожном происшествии, различают служебное расследование и судебную экспертную оценку.
    2. По составу проводимого исследования:
      • единоличное;
      • комиссионное;
      • комплексное.

    Единоличная экспертиза проводится в сравнительно простых случаях, когда при расследовании аварийной ситуации на дороге не возникает разногласий в толковании тех или иных его обстоятельств, а все обстоятельства доказывают факт причастности определенного водителя к возникновению ДТП.

    длинноногий экспертКомиссионное исследование назначается при разборе сложных случаев, где участвовало большое число участников и транспортных средств. Кроме этого, комиссионная экспертиза назначается при наличии обстоятельств, взывающих сомнение или разногласия в их толковании.

    В состав комиссий входят несколько квалифицированных специалистов, каждый из которой исследует одни и те же объекты и отвечает на одни и те же вопросы. По окончанию процедуры каждый эксперт предоставляет свою оценку и на общественном заседании осуществляется согласование всех фактов и нюансов ДТП.

    Комплексная экспертиза назначается тогда, когда специалисты одной профессии не в состоянии ответить на все возникающие в процессе исследования вопросы. Поэтому имеет смысл привлечь в экспертизе лиц разных специальностей.

    При комплексной экспертизе в состав комиссии кроме специалистов-автотехников, могут входить медики, криминалисты и т.д. Собранная коллегия проводит исследование одних и тех же объектов на основании чего, собственно, и выносится решение по конкретному дорожно-транспортному происшествию.

    эксперт и разбитая фара автоВ зависимости очередности проведения экспертиза делится еще на 3 категории:

    1. Первичная. Во время этого исследования эксперт-автотехник должен ответить на конкретные вопросы, которые ставятся дознавателем или судом.
    2. Дополнительная. Назначается тогда, когда для принятия решения по делу не хватает фактов и доказательной базы, собранной дознавателем или экспертом. В ходе дополнительного исследования разъясняются заключения, вынесенные ранее, а также уточняется процесс исследования прецедента на проезжей части.
    3. Повторная. Назначается с целью перепроверки подлинности или точности выданных ранее заключений, а также с целью определения компетентности эксперта. Кроме этого необходимость в повторной экспертизе возникает также при обнаружении дополнительной информации, о которой не было известно при первичной экспертной оценке и по-новому освещающих обстоятельств дела. Повторное исследование чаще всего бывает комиссионным и назначается только в обновленном составе. При этом в состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, которые участвовали при первичной и дополнительной экспертизах.

    Изучение ДТП

    рисунок траекторий
    Траектория движущейся точки.

    При изучении дорожного происшествия используются такие методы:

    • вероятностный;
    • детерминированный.

    С помощью вероятностного метода удается охватить статистическими закономерностями все имеющиеся факторы, действующие во время дорожного происшествия. При этом возможно оценить совокупность всех предпосылок аварии, условий, при которых они возникли, и последствия ДТП.

    Вероятностный метод помогает предугадать количество и характер прецедентов на дорожном полотне, которые могут возникнуть в предстоящем отчетном периоде.

    В случае же с детерминированным методом в ходе исследований рассматривается каждое отдельно взятое дорожное происшествие. Любое ДТП, хотя оно и подчиняется общим для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, определенных факторов.

    следы шин на асфальтеЭти факторы могут быть как общими для целой группы транспортных средств, попавших в дорожное происшествие (к примеру, обледенелое покрытие на каком-либо промежутке дорожного полотна), так и сугубо индивидуальными, характерными только для данной аварии (к примеру, внезапный отказ системы управления ТС, нетрезвое состояние автомобилиста, неправомерность действий со стороны пешехода и т.п.).

    Также следует учитывать и тот, что дорожно-транспортное происшествие с тяжелым исходом характеризуется индивидуальной ответственностью за этот случай. Выражением этой ответственности является материально-административная или уголовная мера наказания.

    Установление личной ответственности невозможно при статистическом методе проведения экспертной оценки, требует индивидуального изучения предпосылок и последствий каждого инцидента на дорожном полотне. Эта работа проводится в процессе экспертизы при ДТП.

    Особенности проведения судебной экспертизы

    Под судебной экспертизой при ДТП подразумевается процессуальное действие, направленное на исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия с целью выявления фактических данных, которые могут являться доказательством для установления истинных причин возникновения аварийной ситуации на дорожном полотне. Эти фактические данные могут иметь значение для проверки информации, полученной в ходе других доказательств.

    тормозной путь на асфальтеСудебная экспертиза при ДП проводится по поручению познавательного и судебного органа в предусмотренном действующим законодательством порядке лицом, имеющим специальные знания. Как правило, это штатный сотрудник экспертного учреждения, зарегистрированного в Министерстве юстиции.

    Иногда дознаватель и судья поручают организацию экспертной оценки внештатным специалистам, коими могут являться работники научно-исследовательского института, вуза, техникума. В большинстве же случаев при проведении экспертизы ДП требуются специальные познания в области судебной медицины, автомобильной техники и криминалистики.

    В силу того, что все аварийные ситуации на дороге связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то данные на такие происшествия передаются органам дознания и следствия, которыми было назначено это исследование. В это же время может проводиться и служебное расследование, с помощью которого можно хватить гораздо большие задачи.

    Действия криминалистов

    проверка геометрии кузоваВ имеющейся практике к масштабным и серьезным ДП относятся случаи, в результате которых были зафиксированы летальные исходы, тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения или материальный вред в большом размере.

    За неимением телесных повреждений, гибели людей и ущербе, который не превышает определенную сумму, проводится только служебное расследование. При этом материальный ущерб взыскивается с виновника ДТП в административном порядке.

    Судебно-медицинским экспертом устанавливаются причины гибели и характер причиненных в результате аварии телесных повреждений участникам ДТП (водители, пешеходы, пассажиры). Кроме этого такой специалист должен установить наличие или же отсутствие алкоголя в крови участников аварии, определить механизм образования телесных повреждений и их связь с произошедшим инцидентом.

    Эксперт-криминалист исследует следы перемещения предметов, возникшие в результате ДП (трасологическая экспертная оценка). По следам, которые были оставлены на месте аварии (тормозной путь, отпечатки протекторов покрышек, царапины на бордюрах, сооружениях и автомобиле), осколкам стекол и прочим деталям специалист может определить модель и марку ТС, направление его перемещения и положение относительно дорожного полотна в различные временные моменты.

    схема столкновения двух автомобилей
    Схема столкновения автомобилей.

    Задачи судебной автотехнической экспертной оценки:

    • установление научно обоснованной характеристики дорожного происшествия во всех фазах;
    • определение объективных причин возникновения аварийной ситуации на проезжей части.

    В результате экспертной оценки лица, которые расследуют конкретное дорожно-транспортное происшествие, обязаны сформулировать ответ на основной вопрос: какова вероятность того, что ДТП – это цепь событий, спровоцированных несчастным случаем, а не аварийная ситуация, произошедшая в результате неправильных действий со стороны одного или нескольких участников дорожного движения, пренебрегших требованиями безопасности или нарушивших ПДД.

    схема определения угла встречи тс
    Схема определения угла встречи ТС.

    В зависимости от обстоятельств ДТП эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач:

    1. Выяснение, систематизация и критический анализ факторов, которые сопутствовали ДП. К таковым относятся:
      • техническое состояние ТС и дорожного полотна;
      • параметры перемещения автотранспорта и пешеходов;
      • организация перемещения и сопутствующие техсредства.
    2. Выяснение факторов, в результате которых возникла авария, их теоретическое и экспериментальное исследование.
    3. Определение технических причин исследуемого происшествия и возможности его предотвращения.
    4. Определение поведенческих характеристик участников конкретного прецедента и соответствие их действий требованиям ПДД и прочих нормативно-правовых актов.

    Компетенция автотехника

    мастер под капотомСпециалист, который будет проводить экспертную оценку, обязан:

    1. Руководствуясь УПК, дать заключение по предоставленному заказчиком перечню вопросов на основании полной, всесторонней и объективной оценке полученных данных экспертизы в соответствии со своими познаниями. За предоставленную информацию эксперт несет личную ответственность. В случае неправомерности и необоснованности доводов специалист подлежит уголовной ответственности.
    2. Детально ознакомиться со всеми обстоятельствами аварии и при необходимости выдвинуть вопрос перед органом дознания и судом о предоставлении ему недостающей информации. В обязанности человека, который будет проводить экспертную оценку, входит применение научно-технических средств, которые будут способствовать полному и всестороннему исследованию обстоятельств ДП и технического состоянию автотранспорта.
    3. В письменном формате докладывать заказчику о невозможности предоставления заключения, если поставленные вопросы выходят за рамки его компетентности, не требуют специальных познаний, носят правовой характер или тогда, когда предоставленные для исследования данные не в полном объеме помогают дать объемное и всестороннее заключение.
    4. Исследовать предоставленные для экспертной оценки данные, если они позволяют получить ответ хотя бы на часть поставленных вопросов. В заключительной части отчета эксперт обязан перечислить ряд причин, из-за чего он не в состоянии в полном объеме ответить на все поставленные заказчиком вопросы.
    5. Обеспечить конфиденциальность информации, полученной для проведения экспертизы ДТП. При необходимости, если этого требует УПК, исследование проводится в присутствии органов дознания, прокурора, обвиняемой в ДТП стороны.
    6. Являться по вызову дознавателя или суда для разъяснения предоставленного их отчета.

    рисунок дтп с тремя автоДействия эксперта-автотехника:

    • осмотр места аварии и ТС;
    • фиксирование необходимых данных (повреждения авто, тормозной путь и пр.);
    • ознакомление с документацией ГИБДД (с разрешения правоохранительных органов), составленной на месте прецедента схемой;
    • определение всех деталей дорожного происшествия (время аварии, место, количество участников и т.п.);
    • выяснение обстоятельств ЧП на дороге;
    • выявление причастности участников ДТП к провоцированию инцидента;
    • определение связи между ДП и несоблюдением его участниками ПДД.

    Исходные данные для проведения экспертной оценки

    мужчина делает фото повреждений на автоДля реализации полноценной и качественной экспертизы эксперту-автотехнику должны предоставляться следующие материалы:

    • постановление дознавателя о назначении экспертной оценки;
    • протокол осмотра места аварии;
    • схема дорожного происшествия, составленная инспекторами ГИБДД;
    • протокол осмотра и проверки технического состоянии машины;
    • справка о ДП.

    Также к этому перечню может быть добавлен протокол проведения следственного эксперимента, свидетельские показания и прочие данные.

    Если же речь идет о служебном эксперте, то рассмотренные выше данные ему не предоставляются. Все что нужно для его работы он должен самостоятельно добыть в результате выезда на место аварии, визуальной оценки ТС и беседы с потерпевшими, а также с очевидцами. Кроме этого ему дозволено снять копии с документов и справок, которые были оформлены инспекторами Госавтоинспекции.

    Этапы проведения экспертной оценки

    Производство экспертизы при дорожно-транспортном происшествии реализовывается на основе определенных методик и приемов исследования деятельности специалиста. Экспертное исследование являет собой совокупность логического анализа и инженерных расчетов.

    В зависимости от разновидности прецедента на дорожном полотне, его сложности и вопросов, требующих рассмотрения, экспертиза может иметь различный характер.

    эксперт под машиной на подъемникеВ подавляющем большинстве процесс проведения экспертной оценки делится на такие этапы:

    • ознакомление с постановлением, изучение предоставленных данных, определение поставленных перед экспертом задач;
    • экспертная оценка исходных материалов;
    • построение информационной модели исследуемого ДП;
    • выполнение расчетно-графической части, построение схематической части исследования;
    • оценка проведенной экспертизы, уточнение первоначальной модели дорожного происшествия;
    • формулировка выводов;
    • подведение итогов и составление отчета.

    Как только эксперт получит постановление о назначении экспертной оценки, он должен ознакомиться с его содержанием, изучить фабулу дорожно-транспортного происшествия в том виде, в котором она установлена дознавателем или судовым органом. Также он должен изучить спектр вопросов, на которые ему нужно дать вразумительный, правдоподобный и полный ответ.

    После этого специалист должен проанализировать предоставленные ему данные уголовного дела и систематизировать их в последовательные цепочки. Это позволит сделать работу более комфортной и удобной. Особое внимание при изучении данных делопроизводства эксперт уделяет их полноте и взаимному согласованию фактов действительности.

    силы действующи е на автомобиЕсли после предварительной оценки эксперт-автотехник придет к выводу, что предоставленной информации ему недостаточно, чтоб ответить на все поставленные заказчиком вопросы, то он должен поставить в известность об этом дознавателя или суд и подать запрос на дополнительные данные.

    Исследованию подлежат все возможные версии дорожно-транспортного происшествия. Проводя экспертизу, специалист проводит расчеты, с помощью которых он сможет определить параметры перемещения пешеходов и ТС.

    Необходимые для исследования материалы автотехник берет из постановления об административном правонарушении и прочих материалов, которые предоставляются ему в распоряжение. Эту информацию специалист не имеет права менять, даже в том случае, если она вызывает у него сомнения.

    Если у эксперта возникают противоречия или сомнения в подлинности и правдивости предоставленных ему данных, то он обязательно должен указать на эти моменты в своем отчете.

    Методы экспертизы

    В большинстве случаев материалов, которые предоставляются эксперту, недостаточно для детализации расчета. Значительная часть параметров берется из справочников, нормативно-правовых актов, отчетов, инструкций по эксплуатации ТС и прочих источников.

    угол разворота тс при столкновенииВо время проведения расчетов специалистом используются аналитические, графоаналитические и графические методики. Сопоставление результатов расчетной работы с прочими обстоятельствами делопроизводства подтверждает достоверность исходного материала (или доказывает их некомпетентность, неправдивость) и позволяет получить новую доказательную базу.

    Проводя оценку выводов, полученных в ходе выполнения расчетов, эксперт иногда меняет свою первоначальную модель дорожного происшествия. Реже, специалист полностью отказывается от своей первоначальной точки зрения и вынужден разрабатывать совершенно новую модель, которая согласовывается с результатами проведенной экспертизы.

    В ходе проведения экспертизы ДП экспертами используется уравнения перемещения ТС. Практическая непригодность подобных уравнений с точки зрения экспертных целей очевидна. Во-первых, исходная информация, которая есть у специалиста, имеет, как правило, невысокую точность и введение ее в самые сложные формулы не позволяет получить точный результат. Во-вторых, сегодня не представляется возможным провести надежную оценку столь громоздких систем.

    машинка на калькулятореИменно поэтому при проведении экспертной оценки целесообразно применять более удобные для практического применения модели, которые, наряду со своей простотой, обеспечивают необходимую точность (во всяком случае не меньшую, чем точность предоставленных материалов). Последнее обычно достигается путем введений в расчетную модель эмпирических поправочных коэффициентов и формул.

    При разработке информационной модели дорожно-транспортного происшествия, специалисты в качестве основы используют фабулу аварийной ситуации, которая содержится в описательной части постановления о назначении экспертной оценки. Но при этом во время проведения исследования специалист может прийти к выводу о том, что имеющийся механизм ДП отличается от предложенного в постановлении.

    Причина расхождения может быть связана с неточностью показаний, предоставленных от очевидцев, ошибками, допущенными во время осмотра места аварии, при освидетельствовании автотранспорта и пр.

    Допускаются также и такие ситуации, когда следствие, невзирая на самое тщательное изучение всей доказательной базы, не в состоянии составить полноценное и качественное описание последовательности событий при ДП и установить его механизм или считает равновероятными несколько различных версий.

    Ну и, в конце концов, следует учитывать возможность непроизвольных ошибок во время проведения следственных мероприятий, их недостаточную компетентность в вопросах теории и экспертизы транспортного средства. Более того, иногда наблюдается даже умышленное искажение исходных данных и разработки версии, отличающейся от подлинных событий.

    Заключение эксперта-автотехника

    Письменный отчет эксперта-автотехники о проведении исследования состоит из трех частей:

    • вводная часть;
    • исследовательские данные;
    • заключение.

    Водная часть

    В водной части указываются следующие данные:

    • наименование экспертизы;
    • номер, присвоенный экспертной оценки;
    • наименование учреждения, сотрудниками которого проводится исследование;
    • сведения об эксперте;
    • дата поступления исходных данных на экспертизу;
    • дата заключения договора на проведение экспертизы;
    • обстоятельства дела, которые имеют значение для дачи заключения.

    мужчина обследует авто на предмет вмятин

    Кроме этого здесь указываются исходные данные, перечисляются используемые справочные, нормативные документы. В конце вводной части приводится перечень вопросов, поставленных на разрешение, а также предпосылки для проведения вторичной или дополнительной экспертной оценки.

    Исследовательская часть

    В этой части эксперт описывает процесс проведения исследования и его результаты, а также приводит научно-техническое объяснение установленных фактов.

    Каждому вопросу, который ставится на рассмотрение эксперта, отводится отельный раздел исследовательской части. Здесь же приводятся результаты следственных мероприятий, которые имеют значение для выводов специалиста. И в завершении исследовательской части приводятся все полученные результаты.

    Выводы

    машинки на денежкахВ заключительной части отчета эксперт отвечает на все интересующие заказчика вопросы в той последовательности, в которой они изложены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен следовать четкий ответ, позволяющий в полном объеме раскрыть суть проблемы.

    Если же специалист по той или иной причине не может дать ответ на вопрос, то в графе напротив него должен перечислить все аргументы невозможности предоставления ответа.

    Если в процессе исследования эксперт установил какие-либо обстоятельства, способствующие возникновению аварийной ситуации на дорожном полотне, по которым ему не были заданы вопросы, то выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце. По такому же принципу оформляются и результаты экспертной оценки, проводимой в суде.

    Взаимодействие звеньев «следствие — экспертиза — суд» в исследовании ДТП

    Заключение эксперта – это одно из важнейших средств доказывания в делах при возникновении дорожно-транспортных происшествиях, в основе которого присутствует доказательная информация. Получают эти данные путем проведения многочисленных расчетов и определения научных фактов.

    Исследуя поставленные доказательства, специалистом в соответствии с поставленными перед ним задачами устанавливаются другие доказательства по делу, при этом используются специальные познания в области науки, техники и пр. И по конечному счету, доказательственная информация, которая устанавливается в ходе судебной экспертизы, есть результатом обобщающего познавательного процесса и носит характер вывода.

    машинка попала в мышеловку

    Исследование производства аварийного инцидента на дорожном полотне должно приводиться комплексно, чтоб каждое звено, «следствие – экспертиза – суд – прокуратура» имело единую цель – объективное восстановление обстоятельств дорожного происшествия, определение настоящего виновника в произошедшем и вынесение по факту аварии объективного решения в соответствии с действующими законодательными нормами.

    Подведем итог

    Экспертиза механизмов ДТП – это традиционный вид судебной экспертной оценки, в рамках которой удается разрешить наиболее распространенные задачи:

    • определение параметров перемещения участников аварии;
    • выявление технической возможности предупреждения дорожного прецедента;
    • оценка действий участников ДТП;
    • соответствие действий автомобилистов требованиям нормативной документации и ПДД.

    Теперь вы точно знаете, что являет собой экспертиза при ДТП и как она реализовывается. Надеемся, эта информации была для вас полезной. Берегите себя и пусть на дорогах вам не встретится ни гвоздя ни жезла. Удачи!

    Комментарии